ГАЗ-3302 с двигателем CUMMINS ISF 2. 8: новый взгляд на старую «ГАЗель»
ГАЗ-3302 с двигателем CUMMINS ISF 2. 8: новый взгляд на старую «ГАЗель»
ГАЗ-3302 с двигателем CUMMINS ISF 2.8: новый взгляд на старую «ГАЗель»
В 2010 году стартовало производство нового семейства автомобилей «ГАЗель», получившее к своему названию приставку «Бизнес». В числе новшеств этих машин — комплектация американскими дизелями Cummins. В этой статье мы посмотрим на наиболее популярный легкий грузовик ГАЗ-3302 с двигателем Cummins ISF 2.8.
Ремонт «обычной» головки блока цилиндров (с направляющими)
Прежде чем описывать технологию ремонта, наглядно покажем отличие головки блока цилиндров Cummins от других. В описании процесса пропущены некоторые моменты, важные для результата, но не важные для общего понимания технологии. Например, не описана развертка отверстия направляющей.
Вот так схематично выглядит расположение клапана в большинстве ГБЦ (эскиз условный, не отображает размеры и зазоры, а также детали, не относящиеся к направляющим и стержню клапана):
По сути, направляющая клапана — это обычная втулка, внутри которой движется стержень клапана. Когда головка блока цилиндров поступает на ремонт клапанного механизма, с помощью нутромера измеряется внутренний диаметр направляющей в нескольких точках, равномерно расположенных по ее высоте. Если диаметр выходит за рамки допуска производителя, направляющие подлежат замене. Их выпрессовывают, и на их место запрессовывают новые направляющие.
Как правило, если клапан успел поработать в изношенной направляющей, то он «набивает» на седле новую фаску, и после установки новой направляющей она оказывается несоосна с седлом, что не позволяет клапанному механизму работать корректно. На эскизе показано положение клапана в разбитой направляющей и «новая» фаска на седле:
После установки новой направляющей и клапана получается несоосность стержня клапана и фаски на седле клапана:
В зависимости от ситуации, либо правят старые сёдла на специальном станке, либо заменяют их на новые, и правят уже их. Далее идет еще несколько технологических операций, но к рассматриваемой теме это не относится, поэтому в данной статье детальнее это рассмотрено не будет.
Головка блока цилиндров отлита из чугуна, 16-клапанная. В ГБЦ установлен один распредвал, который приводит в действие клапаны попарно через коромысла (коромысла разной формы: на впускные клапаны они короткие, на выпускные — длинные). По центру цилиндра установлена топливная форсунка. Прокладка ГБЦ наборная из стальных листов (металлопакет) и не требует протяжки.
Коленвал изготовлен из ковкого серого чугуна и отбалансирован. Шкив коленвала с венцом датчика положения коленвала неразъемные.
Параметр | Значение |
---|---|
Диаметр коренных шеек, мм | 74,0 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 59,0 |
Устройство диафрагменного сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8, гидравлический привод сцепления, замена тормозной жидкости и прокачка гидропривода сцепления.
Картер сцепления, отлитый из алюминиевого сплава, прикреплен к блоку цилиндров двигателя Cummins ISF2.8 болтами. Нажимной диск соединен с кожухом пластинами, которые одной стороной приклепаны к кожуху, а другой — к нажимному диску.
Диафрагменная пружина тарельчатого типа с прорезями,установленная между нажимным диском и кожухом, зажата двумя опорными кольцами. Ведомый диск состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний и диска с фрикционными накладками. Фрикционные накладки приклепаны к пластинчатым пружинам диска заклепками.
Внешний вид в разрезе диафрагменного сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8.
Гидравлический привод выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8 состоит из:
— Главного цилиндра.
— Рабочего цилиндра.
— Педали сцепления.
— Трубопровода гидропривода выключения сцепления.
— Соединительного шланга.
Педаль сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8 соединена с главным цилиндром с помощью толкателя, который снабжен регулировочным узлом. В исходное положение педаль возвращает пружина. Датчик информирует электронный блок системы управления двигателем Cummins ISF2.8 о положении педали сцепления в каждый конкретный момент.
Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость DOT-4.
Устройство гидравлического привода выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8.
Замена тормозной жидкости в гидроприводе выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8.
Ввиду того, что гидропривод выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8 и рабочая тормозная система автомобиля объединены одним бачком, замена рабочей жидкости в гидроприводе выключения сцепления происходит при смене тормозной жидкости в гидроприводе тормозов.
Согласно рекомендации завода-изготовителя заменять жидкость следует через 30 000 километров пробега или 2 года эксплуатации. В зависимости от того, что наступит раньше. В гидроприводе выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8 используется тормозная жидкость DOT-4.
Эта жидкость гигроскопична (быстро впитывает влагу из воздуха). Образовавшийся в главном и рабочем цилиндрах конденсат вызывает коррозию деталей и отказ гидропривода, поэтому рекомендуем заменять тормозную жидкость раз в 2 года независимо от пробега.
Порядок замены тормозной жидкости в гидроприводе выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8.
1. Снимите защитный колпачок с клапана для удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления.
2. Наденьте на клапан шланг и опустите его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости. Попросите помощника резко нажать на педаль сцепления четыре-пять раз с интервалом одна-две секунды. Затем удерживать ее нажатой.
3. Выверните клапан на 3/4 оборота. Из шланга в емкость будет вытекать старая (грязная) тормозная жидкость. Как только жидкость перестанет вытекать, заверните клапан выпуска воздуха.
Постоянно следите за уровнем тормозной жидкости а бачке, не допуская ее снижения до метки «MIN» на стенке бачка. Так как при более низком уровне вы можете не заметить момент полного осушения секции гидропривода выключения сцепления в бачке и в систему попадет воздух. В этом случае гидропривод придется прокачивать. При необходимости доливайте новую тормозную жидкость. Таким образом обеспечивается постепенное вытеснение старой жидкости новой без осушения гидросистемы.
4. Повторяйте операцию 2 и 3 до полной замены жидкости в приводе. Из шланга должна вытекать чистая тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
5. После замены рабочей жидкости обязательно наденьте защитный колпачок на клапан выпуска воздуха.
6. Долейте тормозную жидкость до уровня 15-20 мм от верхней кромки бачка. Закройте бачок пробкой.
Прокачка гидропривода выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8.
Если сцепление при нажатой до упора педали выключается не полностью («ведет»), что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении задней передачи, возможно, в гидропривод сцепления попал воздух. Удалите его прокачкой гидропривода. Кроме того, прокачку выполняют при заполнении гидропривода жидкостью после ее замены или после ремонта узлов системы, связанного с разгерметизацией.
Прокачивают гидропривод выключения сцепления Газель NEXT с двигателем Cummins ISF2.8 теми же приемами, что и при замене тормозной жидкости в гидроприводе выключения сцепления. Критерием завершения прокачки является прекращение выхода пузырьков воздуха из клапана для выпуска воздуха на рабочем цилиндра гидропривода выключения сцепления.
Если воздух из гидропривода выключения сцепления удален полностью, полный ход наружного конца вилки выключениясцепления должен быть 21,5-23,5 мм. Если это не так, повторите прокачку.
Во время прокачки гидропривода периодически проверяйте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже 25 мм от дна бачка. Своевременно доливайте жидкость. Иначе при осушении дна бачка в систему попадет воздух и прокачку придется повторять заново.
Эксплуатация и обслуживание «ГАЗели» с двигателем Cummins
Эксплуатация моторов Cummins не отличается от эксплуатации любых других дизелей. Однако производитель рекомендует использовать предпусковой подогреватель (так как дизельный двигатель сложнее заводится на морозе, чем бензиновый), своевременно производить техническое обслуживание и применять только рекомендованные технические жидкости, расходные материалы и запасные части.
Замена масла и масляного фильтра должна производиться каждые 10 тысяч км пробега, к использованию допущены масла с вязкостью от 0W-30 до 15W-40, выбирать масло следует в зависимости от климатических условий региона, в котором эксплуатируется автомобиль. Для разных модификаций мотора нужно использовать масла разного качества по API: для «Евро-3» — API СН-4/SJ и выше, для «Евро-4» — API CI-4 и выше.
В воздушном фильтре используется фильтрующий элемент Big Filter GB-9434M (ранее использовался GB-9434M, но теперь его рекомендуется не устанавливать). Его замену рекомендуется производить каждые 15 тысяч км пробега, однако многие автовладельцы делают замену вдвое чаще. Ставить иные фильтрующие элементы производитель не рекомендует, однако справедливости ради нужно отметить, что на рынке представлены и более качественные аналоги по более доступной цене.
Одной из особенностей двигателя Cummins ISF 2.8 является необходимость в периодической регулировке зазоров клапанов ГРМ. Эту операцию рекомендуется производить не реже каждых 150 тысяч км пробега, но можно и чаще или при проявлении признаков увеличенного зазора — падение мощности, увеличение расхода топлива и характерный стук клапанов.
В целом, дизельные моторы Cummins ISF 2.8 не отличаются сложной эксплуатацией и обслуживанием, при регулярном ТО и использовании рекомендованных расходников в них на протяжении сотен тысяч км пробега не возникает серьезных неисправностей, и они надежно работают вплоть до выработки ресурса.
Плюсы и минусы
Среди достоинств маленького «Камминз» – высокая мощность, компактность и сравнительно небольшой вес. У него цепной привод ГРМ, более надежный, чем зубчатым ремнем, головка блока 16-ти клапанная, при этом она чугунная, не боится перегрева, у нее нет термических трещин между седлами клапанов. Из недостатков – пластмассовый поддон картера двигателя. Правда, пластмасса высокопрочная, пробить поддон – надо постараться. Топливная аппаратура Common Rail производства Bosch, турбины Holset. Ранее для России и стран СНГ моторы Cummins ISF 2.8 шли в исполнении Евро-4 с рециркуляцией EGR, с нейтрализатором и обычной «неуправляемой» турбиной. Для агрегатов уровня Евро‑5, поставляемых сейчас в Нижний Новгород, используется турбокомпрессор с изменяемой геометрией VGT, рециркуляция EGR с жидкостным теплообменником и сажевый фильтр. Между тем, у Cummins есть версии ISF 2.8 Евро‑5 с нейтрализацией водным раствором мочевины AdBlue.
Казалось бы, есть возможность установки двигателя Cummins ISF 2.8 и на УАЗы, тем более, что по габаритам он близок к 16-клапанным моторам ЗМЗ. Да и «Камминзу» должно быть выгодно увеличение поставок в Россию. А для автоперевозчиков и владельцев «УАЗ-Профи» он хорош экономичностью и налаженным сервисом. Оказывается, была одна-единственная попытка установить виртуальный ISF 2.8, то есть на компьютере в 3D. Возникли проблемы с корейской коробкой, и на этом все закончилось. Между тем, Cummins ISF 2.8 ставят на УАЗы различные фирмы, занимающиеся тюнингом, а на гоночных «ГАЗелях» стоят ISF 2.8 именно с этой корейской КП Dymos. Обычно коробку ставят через переходную плиту, но заводу лучше бы сделать оригинальный картер маховика. Наверняка, выпуск УАЗов с Cummins параллельно с ЗМЗ‑514 и бензиновым ЗМЗ «Про» не помешает продажам.
Какие еще моторы ставят на легкие коммерческие автомобили «ГАЗель» и УАЗ? Следите за публикациями.
Вывод
Двигатель Cummins Газель зарекомендовал себя, как надёжный и легко ремонтируемый силовой агрегат. Объем двигателя позволяет не только получать необходимую мощность, но и быть достаточно экономичным со средним расходом в 10 литров на каждые 100 км пробега.
Устройство двигателя достаточно простое, что позволяет без проблем проводить ремонтно-восстановительные работы самостоятельно. Что касается масляного насоса, турбины и ТНВД, то рекомендуется ремонтировать их на специализированных сервисных станциях, поскольку конструкция достаточно сложная.