Советы по регулировке клапанов МАЗ
Советы по регулировке клапанов МАЗ
Впускной и обратный клапан МАЗ – составные элементы газораспределительного механизма.
Детали с помощью кулачков перемещаются в направляющих втулках через роликовые толкатели. Высота подъема клапанов МАЗ составляет 13,5 мм.
Особенности механизмов
Впускной клапан изготавливают из стали, подверженной закалке.
Диаметр тарелки составляет 61 мм. Угол рабочей фаски — 121 градус (+30). Диаметр стержня равен 12-0,055 мм. Торец закален на глубину до трех миллиметров.
Обратный клапан МАЗ также изготовлен из закаленной стали. Диаметр тарелки составляет 48 мм.
Угол рабочей фаски — 91(+30) градус. Диаметр стержня равен 12-0,095 мм.
К торцу приварен наконечник из закаленной стали. Стержни клапанов графитированы.
Направляющие втулки необходимо пропитать веретенным маслом после механической обработки. У каждого клапана МАЗ есть две пружины, изготовленные из специальной проволоки.
Наличие деталей позволяет обеспечить высокую резонансную характеристику привода. У наружной и внутренней пружин навивка противоположная.
Нижние концы элементов опираются на шайбы, а верхние на тарелки. Детали изготавливаются из стали. Тарелки крепятся на стержне двумя клапанными сухарями, зажатыми через дополнительную втулку.
Механизм опирается на плоскую поверхность тарелки. Трение достаточно мало. Поэтому клапан МАЗ может свободно проворачиваться при работе.
Коромысла установлены на отдельные оси. Изготовлены из кованой стали. На конце коромысла обработана цилиндрическая площадка с закаленной поверхностью.
Через отшлифованный участок передаются усилия на торец МАЗ клапана при работе двигателя. Смазка подается через штанги и специальные масляные каналы.
В приводе клапанов используются подшипники качения. Это позволяет обеспечить надежную работу механизма ГРМ.
Как отрегулировать клапан на МАЗ?
Регулировка клапанов МАЗ обеспечит нормальную работу газораспределительного механизма. Поэтому перед началом проверки установите транспортное средство на ровной площадке.
Обязательно поставьте автомобиль на ручник.
Проверка клапанов или регулировка осуществляется регулированием теплового зазора, предназначенного для герметичной посадки на седло.
При замере на остывшем двигателе эта величина должна составлять 0,25-0,3 мм. Допускается увеличение зазора до 0,4 мм. Чтобы повысить точность регулировки клапанов МАЗ, повторную проверку проводят при прижатых коромыслах впускных и выпускных клапанов.
Все действия необходимо выполнять в точной последовательности:
- Отворачивает барашки крепления головок цилиндров;
- Снимаем крышки;
- Проверяем момент затяжки болтов коромысел (120-150 Н*м);
- При помощи ключа проворачиваем коленчатый вал МАЗ по направлению часовой стрелки и наблюдаем за движением впускного клапана;
- Продолжаем вращение. Поворачивает вал на 1/3 оборота;
- С помощью щупа проверяем зазор между носком коромысла и торцом клапана.
- Выполняем регулировку клапанов МАЗ, используя контргайку и отвертку.
После проверки необходимо запустить двигатель, чтобы проверить и прослушать работу мотора. Затем поставьте на место снятые крышки цилиндров и аккуратно закрепите их.
Рекомендуется также проверить состояние прокладок.
В месте прилегания крышек не должно быть масляных подтеков. Регулировка клапанов на МАЗе выполняется не раньше чем через час после полной остановки двигателя автомобиля.
Увеличение теплового зазора приводит к ухудшению наполнения цилиндров свежим воздухом, а также к недостаточной очистке от отработавших газов.
Поэтому существенно падает мощность двигателя МАЗ.
Возрастают ударные нагрузки. Как следствие увеличивается износ деталей ГРМ. Повышается расход топлива. Появляются стуки в механизме привода клапанов МАЗ.
Уменьшение зазоров может привести к перегреву и прогоранию механизмов.
Неплотное прилегание клапанов к седлам нарушит газодинамический процесс, что приведет к снижению технических показателей двигателя.
Конструктивные особенности
В связи с ужесточением экологических норм и переходом к стандартам Евро-3 и выше, появилась необходимость доработать существующий ЯМЗ-7601 до требуемого уровня. Здесь стоит тот же блок цилиндров от 7601 из чугуна с мокрыми гильзами, которые выступают над поверхностью на 1.6 мм, а угол развала этого V6 — 90°. Внутри блока был оставлен коленвал от 7601, поршни заменили на доработанные от ЯМЗ-658, которые имеют высоту 85 мм и палец 52 мм. Для этих поршней идут свои кольца, кроме второго компрессионного, которое идет от ЯМЗ-7511.
Накрыли блок двумя головками, которые имеют по 8 клапанов на каждую, а распредвал установлен в блоке цилиндров. Эти головки такие же, как у ЯМЗ-7601.
Не стоит забывать о периодической проверке (раз в 1000 часов) и, если необходимо, регулировке зазоров клапанов. Зазоры для впускных и выпускных клапанов — 0.25-0.3 мм.
Это турбированный двигатель и здесь используется турбина ТКР 90. На моделях 6561, 6562 и 6563 установлен ТНВД 136 и форсунки 267-21. Здесь применен блок управления Абит М230.Е3.
Но прогресс на этом не остановился, и были созданы модели 6565, которые отвечали 4-му экологическому классу (правила 96-02). Эти двигатели получили Common rail, новый ТНВД ЯЗДА 47-10, а ЭБУ был заменен на Абит М240. Давление впрыска — 1600 бар.
Выпускались также аналоги 6565, которые назывались ЯМЗ-6566. Они отличались увеличенным давлением впрыска до 1800 бар, наличием scr-катализатора и доработанным наддувом. Это позволило достигнуть экологического класса Евро-4.
В 2016 году начался выпуск двигателей Евро-5, с обозначением ЯМЗ-6567, которые оснащались новой турбиной KG-90, а давление топлива было снижено до 1600 бар.иСемейство 656 имеет V8 копию — ЯМЗ-658. Несмотря на постоянные модификации и доработки, эти моторы постепенно заменяют на рядные ЯМЗ-536.
Модификации
На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:
- ЯМЗ-6561 — двигатель под нормы Евро-3 с насосом 136-10. Мощность 300 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1324 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-6562 — версия с ТНВД 136-20. Отдача двигателя 250 л.с. при 1900 об/мин, момент 1128 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс 1 млн. км.
Ставили его на МАЗ-5336, 5340, 5432, 6303, 6340; КамАЗ-65115, 65116 и 65117.
- ЯМЗ-6563 — модель с насосом 136-30 и с мощностью 230 л.с. при 1900 об/мин, момент 882 Нм при 1100-1300 об/мин. Моторесурс — 1 000 000 км.
Автомобили с этим двс: МАЗ-5337, 5433, 5551.
- ЯМЗ-6565 — мотор 4-го экологического класса (правила 96-02). Давление наддува 1.4 бар, мощность 300 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1275 Нм при 1100-1500 об/мин. Ресурс — 800 тыс. км.
- ЯМЗ-65651 — версия с давлением 1.4 бар и мощностью 270 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1128 Нм при 1100-1500 об/мин. Заявленный ресурс 800 тыс. км. Устанавливается на МАЗ-5434.
- ЯМЗ-65652 — турбомотор с отдачей в 270 л.с. при 2100 об/мин и с моментом 1128 Нм при 1100-1500 об/мин.
Стоит он на Урал-4320, 4420, 5557, комбайнах Палессе GS10, FS600, FS6025.
- ЯМЗ-65653 — мотор с давлением наддува 1.3 бар, мощностью 230 л.с. при 1900 об/мин и с крутящим моментом 883 Нм при 1100-1500 об/мин.
- ЯМЗ-65654 — версия на 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 883 Нм при 1100-1500 об/мин. Заявленный срок службы до капремонта — 800 тыс. км.
Мотор шел для Урал 3255, 4320, 5557.
- ЯМЗ-65655 — тракторный мотор мощностью 180 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 667 Нм при 1100-1500 об/мин. Ресурс — 13000 часов.
- ЯМЗ-6566 — аналог 65651/65652 под Евро-4 с доработанным наддувом и выхлопом, а также с увеличенным до 1800 бар давлением впрыска. Мощность, крутящий момент и ресурс остались без изменений.
- ЯМЗ-65661 — тот же 65653 под Евро-4. Технические характеристики не изменились.
- ЯМЗ-6567 — модель под Евро-5. Мощность 330 л.с. при 1900 об/мин, момент 1521 Нм при 1100-1500 об/мин. Ресурс все такой же — 800 тыс. км.
- ЯМЗ-65671 — отдача снижена до 270 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1128 Нм при 1100-1500 об/мин.
- ЯМЗ-65672 — мощность 270 л.с. при 2100 об/мин, момент 1128 Нм при 1100-1500 об/мин.
- ЯМЗ-65673 — версия на 230 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 883 Нм при 1100-1500 об/мин.
Обслуживание
Обслуживание двигателя ЯМЗ 656 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.
Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.