Индикатор часового типа. Как пользоваться
Индикатор часового типа. Как пользоваться?
Циферблатные индикаторы (аналоговые, а, в последнее время – и цифровые) являются одним из основных измерительных инструментов, используемых в точном машиностроении. Они, как правило, применяются для измерения зазоров между смежными поверхностями, в сочленениях подвижных механизмов, а также в прочих ситуациях, при которых требуется измерить небольшие расстояния или перемещения.
Устройство и принцип действия индикатора часового типа
Измерительные устройства – это обязательная составляющая любого технологического процесса материального производства. Они помогают осуществлять контроль операций, оценивать качество, параметры и свойства продукции.
Делятся все устройства:
- на микрометрические;
- штриховые, снабженные нониусом;
- рычажно-механические. Они в свою очередь, подразделяются на зубчатые (часовой тип), рычажные, рычажно-зубчатые, оптико-механические и пружинные.
Часовой тип индикаторов
Наиболее востребованным устройством, измеряющим отклонения от эталонных форм и размеров деталей, является часовой индикатор цена деления которого составляет 0,01 мм.
Изготавливают эти устройства нескольких типов. Основными являются:
- ИЧ-2, ИЧ-5, ИЧ-10, в которых стержень измерений перемещается параллельно шкале измерений. Его предел измерений составляет соответственно — 0÷2 мм, 0÷5 мм, 1÷10 мм;
- ИТ-2, в котором стержень двигается перпендикулярно шкале. Его предел измерений составляет 0÷2 мм.
Тип ИЧ-5, ИЧ-10 выпускают с диаметром корпуса 60 мм, тип ИЧ-2, ИТ-2 с корпусом, имеющим диаметр 42 мм.
Основными составляющими устройств являются — циферблат с шкалой, стрелки, поворотный ободок, измерительный стержень, наконечник, указатель количества оборотов, ушко, гильза, корпус.
Гильза и ушко служат для крепления устройства на штатив.
Поворотный ободок с циферблатом — для того, чтобы можно было совместить стрелки с делением на шкале.
Конструкция часового индикатора
Состоит индикатор из цилиндрического корпуса, в котором расположены шестереночная и реечно-зубчатая передачи. Эти передачи преобразовывают возвратно-поступательное перемещение стержня в круговое вращение указателя.
Встроенная пружина, исключает люфт передач и обеспечивает надежное сцепление зубчатых колес, с стороной линии профиля зубьев.
Поворотная шкала обеспечивает комфортную установку «0».
Указатель индикатора, многооборотный. Один оборот соответствует одному миллиметру перемещения щупа.
Один оборот большой стрелки происходит при смещении измерительного щупа на 1 мм.
Малая стрелка оборачивается, повторяет движение, при перемещении щупа на 10 мм.
В конце щупа расположен твердосплавный шарик. Во время измерений им касаются деталей. Шарик крепится в сменной оправе.
Индикаторный механизм оснащен возвратной пружиной, расположенной между стержнем и корпусом. Пружина, за счет давления на щуп обеспечивает усилие измерений.
Порядок работы часового индикатора
- В начале процесса, индикатор устанавливается на штатив с помощью зажимного винта.
- Измерительный стержень (щуп) подымается и на основание помещается образец с номинальными размерами.
- Индикатор по колонке штатива опускается до соприкосновения наконечника с поверхностью меры и отклонения стрелки до положения «0». Это положение называется «натягом прибора». Его значение должно превышать допустимые размеры отклонения от номинала, на один оборот стрелки. На универсальном штативе, натяг обеспечивается винтом микроподачи.
- Проведя несколько подъемов/спусков стержня, за головку, проверяется постоянство показаний. При отклонении стрелки, настройку необходимо повторить.
- Отведя стержень, образец убирается и вместо него устанавливается измеряемая деталь. Щуп опускается на поверхность, и индикаторная шкала фиксирует отличия размеров детали от эталонных (сотые доли миллиметра).
Класс точности и погрешность часового индикатора
Выпускаются часовые индикаторы нескольких классов точности – 0 и 1.
Допустимые погрешности измерений устройств зависят от величины измерений.
В диапазоне 1÷2 мм, они составляют 10÷15 мкм, при 5÷10 мм — 18÷22 мкм.
Чтобы приобрести оригинальный часовой индикатор, необходимо обратиться в магазин ИнструменталЪ, который реализует измерительные устройства от производителей, на территории всего постсоветского пространства. Обращайтесь.
ВАЗ 2107 инжектор: регулировка клапанов подбор щупов
Отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 при наличии необходимых инструментов, а также следуя инструкции, вполне можно самостоятельно. Сама регулировка клапанов 2107 проводится на прогретом двигателе либо на «холодную», причем предпочтительней второе (в этом случае показания получаются более точными).
Перед настройкой необходимо приобрести щупы для регулировки клапанов:
- первый тип щупа для контроля холодного зазора — 0,15 мм;
- второй тип щупа для проверки горячего ДВС — 0,20 мм.
Отметим, что предпочтение отдают широким щупам, так как они удобны в использовании. Подготовив щупы, на ВАЗ 2107 регулировка клапанов выполняется при помощи набора определенных необходимых инструментов.
- один ключ на «10» и два на «13» и «17»;
- ключ на «38» для болта крепления шкива коленчатого вала;
- отвертки;
- микрометр либо щуп на 0,15.
Перед тем, как отрегулировать клапана, необходимо провести ряд общих для всех ВАЗ подготовительных работ:
- установка автомобиля на ровную поверхность и обеспечение хорошего освещения подкапотного пространства;
- затянув рукоятку стояночного тормоза, отключить зажигание и с аккумулятора снять минусовую клемму;
- подождать до полного остывания двигателя;
- отсоединить топливные шланги тросик газа, трубки воздушного фильтра;
- сняв крышку трамблера, получить доступ к крышке ГБЦ;
- ключом на «10» снять крышку ГБЦ и выкрутить свечи;
- используя ключ на «38», вращаем крепежный болт до момента совмещения шкива коленчатого вала с отметками на звездочке и на головке блока (прорезь на шкиве – самая длинная риска на блоке);
- в случае несовпадения, необходимо выполнить натяжение цепи с помощью имеющегося натяжителя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стучат клапана на холодном двигателе. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам стучат клапана на холодную, а также как решить данную проблему.
На данном этапе автомобиль готов к регулировкам. Далее рассмотрим порядок регулировки клапанов при помощи щупов или микрометра:
- закрепить микрометр на специальной рейке, предварительно зафиксировав ее на шпильках крепления распределительного вала (для установки рейки необходимо закрутить три шпильки, потом слегка ослабить центральную для принятия изделием неподвижного состояния);
- микрометр, установленный на рейке, размещается на краю кулачка регулируемого клапана (6 и 8);
- провести проверку, используя ключ-захват (имеется в комплекте с микрометром), путем захватывания кулачка клапана;
- на основании показаний микрометра определить соответствующее значение (норма — 0,52 мм), если есть отклонения, провести регулировку;
- выполнить регулировку можно, ослабив ключом на «17» контргайку и установив необходимое значение путем вращения гайки ключом на «13» до момента, пока стрелка на приборе не будет показывать нужное значение (52 деления), при измерении щупом соответствующие значение на микрометре будет соответствовать величине зазора в 0,15мм;
- после регулировки завинтить контргайку;
- повторить аналогичную процедуру проверки и регулировки для каждого клапана, не забывая при этом для каждой последующей пары клапанов перемещать шкив коленчатого вала;
- после регулировки всех зазоров ключом на «38» вращаем с помощью гайки коленчатый вал на 3-4 оборота и проводим контрольные замеры всех клапанов в той же последовательности;
- закрыть головку крышкой и запустив двигатель, убедиться в отсутствии посторонних звуков под клапанной крышкой.
Кстати, регулировку и проверку зазоров в клапанах с помощью микрометра можно проводить на разогретом двигателе. В то же время работать со щупами лучше на холодном ДВС.
Клапан.
Для диагностики клапанов нам необходим микрометр с диапазоном 0-25 мм, устройство для проверки клапана на биение с индикатором или станок для шлифовки клапанов.
И так как обычно внешний осмотр, смотрим на ножку клапана: если на ней существуют задиры, потянутости, заметная на глаз, или на ощупь выработка – клапан подлежит замене. Также подлежат замене клапана с большой выработкой либо глубокими раковинами тарелки. Далее клапана с ровными гладкими ножками необходимо проверить на биение. Для этого существуют различные приспособления, одно из них изображено на фото ниже. Клапан прижимается к неподвижной станине, его торец ставиться в упор, лапка индикатора прижимается к тарелке клапана. Далее вращая клапан, смотрим биение шляпки относительно оси вращения, если оно более 0.05 мм — клапан бракуем, меньше — подлежит шлифовке.
Проверка клапана на биение
Проверка клапана
Другой вариант проверки клапана на биение – установить его на шлифовальный станок, и сделать касание шлифовальным камнем. Если клапан достаточно ровный, вы услышите звук равномерной обработки. Если вы услышите чиркание клапана об камень – клапан непригоден.
Проверка клапана второй вариант
Пружинные измерительные головки [ править | править код ]
Пружинные измерительные головки выпускаются трёх основных типов: микрокаторы, микаторы (малогабаритные) и миникаторы [18] . Пружинные индикаторы считаются наиболее точными рычажно-механическими измерительными устройствами [18] . В качестве чувствительного элемента используется завитая пружина со стрелкой. Перемещение связанного с измерительным стержнем рычага приводит к изменению длины пружины и повороту стрелки. Основное преимущество такой конструкции, отсутствие трения при движении стрелки, позволяет достигнуть высокой точности [19] . Цена деления микрокатора достигает 0,1 мкм [20] . Кроме того, приборы отличаются простотой конструкции, долговечностью работы и отсутствием мёртвого хода [21] .
Встречаются также пружинные индикаторы для более грубых измерений — дециндикаторы [21] с ценой деления 0,05 мм.