1ton-auto.ru

Тон Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все об устройстве стояночного тормоза

Все об устройстве стояночного тормоза

Все об устройстве стояночного тормоза

Когда появился первый автомобиль в мире, максимальная его скорость равнялась 14 км/час. При таком темпе движения тормоза не требовались. Однако когда скоростной предел автомобилей начинал расти, возникла необходимость в устройстве, которое могло бы резко уменьшать скорость движения машины. Таким устройством стал стояночный тормоз, или в простонародье известный как ручник.

До определенного момента ручной тормоз был единственным способом тормозной системы авто и лишь в ходе эволюции ее, ручник стал второстепенной ее составляющей. За период своего существования механизм преобразился до неузнаваемости, от примитивных механических конструкций до современного электронного стояночного тормоза. Если же классифицировать все имеющиеся на сегодняшний день виды ручного тормоза, получится нечто следующее:

  1. Механический стояночный тормоз. Наиболее традиционная и простая в плане конструкции система. Присутствует на большей части автомобилей;
  2. Электрический ручник. Относительно недавняя разработка, обладающая датчиками и блоком управления. Электронный ручник приводится в действие не ручкой, как при механическом ручнике, а с помощью кнопки;
  3. Гидравлический стояночный тормоз. Часто используется в автоспорте и подразумевает блокировку колес не с помощью тросов, а путем применения рабочей жидкости.

О надобности ручника и говорить нечего, так как сфера его применения очень широка. Он необходим для удержания автомобиля на небольших склонах, при начале движения в гору, при краткосрочных остановках, когда глушить двигатель автомобиля нет необходимости, наконец, применяется стояночный тормоз при входе в управляемый занос.

Разумеется, в ходе частого использования возникает необходимость периодической регулировки стояночного тормоза. Если брать за основу стандартный механический ручник, то в его конструкции имеется трос, который в ходе эксплуатации растягивается и это влияет на эффективность работы ручника. Поэтому рассмотрим, как отрегулировать стояночный тормоз именно на основе механического ручника.

Техосмотр

Здравствуйте. Не прошел ТО. В связи с чем возникли вопросы, на которые оператор не может или не хочет давать ответ.
Эксперт говорит, что при проверке ручника стенд показывает неравномерность 68%. На вопрос что на стояночной системе не проверяется неравномерность, говорит, что проверяется, и ссылается на ГОСТ (правда не говорит на какой, видимо имеет ввиду ГОСТ Р 51709-2001). Я этот гост читал и не помню, чтобы там было написано про неравномерность стояночной системы. Ну ладно, думаю фиг с ним. Говорю давай распечатку, что не прошел и поеду разбираться. Он мне распечатывает следующую диагностическую карту.
Изображение

и тут возникают другие вопросы:
1. Почему он говорил про неравномерность, а в карте фигурирует недостаточная Общая удельная тормозная сила стояночной системы тормозной системы .
2. Почему написано Общая удельная сила, хотя в госте используется понятие удельная сила (без общая)
3. Откуда взялось значение 0,19 нижняя граница? Если это правильная граница, то в каком пункте госта это написано (или в другом каком документе)?

Читайте так же:
Интерфейс синхронизации по времени

И наверное главный вопрос, еcли есть ошибки в действиях эксперта, то что мне делать?

ЗЫ: Вообще там эксперт какой-то странный, он мотивирует проверку неравномерности стояночной тормозной системы на неравномерность тем, что если откажет основная система, то придется тормозить стояночной. Неравномерность я конечно исправлю (иначе бы я покупал диагностическую карту, а не ездил на ТО), но верно все делает эксперт на техосмотре или нет.

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

techcontrol33 » Чт окт 15, 2015 8:31 am

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

hermano » Чт окт 15, 2015 8:40 am

Спасибо за ответ. Я не очень понял, Общая удельная сила стояночной тормозной системы складывается из удельных сил всех систем ? Разве такое может быть? Рабочая тормозная система задней оси прошла тест нормально, удельная в норме (больше 0,53), неравномерность 8%.
И откуда цифра 0,19 на общую удельную силу, если только на рабочую тормозную систему нужно 0,53?

Ручной тормоз стенд остановил, но эксперт сказал, что большая неравномерность.

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

hermano » Чт окт 15, 2015 8:53 am

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

techcontrol33 » Чт окт 15, 2015 9:28 am

По ручнику.. Если ручник стенд остановил (ОТКЛ по ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЮ), значит ручной тормоз исправен. неравномерность ручного тормоза не регламентируется. Далее. Ручной тормоз считается исправным, если он наберет более 0,19 или при блокировки роликов (даже если это число менее 0,19) Если блокировка роликов произошла, значит на удельную не смотрим.. Спросите распечатку со стенда, гдк ТО проходили
Изображение

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

hermano » Чт окт 15, 2015 9:38 am

Уже более менее ясно. А где это требование написано? В ГОСТЕ Р 51709-2001 написано 0,16 (п.4.1.5.). Если это в другом пункте или документе, то если не сложно укажите где.

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

hermano » Чт окт 15, 2015 9:44 am

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

oooinko » Чт окт 15, 2015 11:00 am

Читайте так же:
Регулировка света фар фольксваген бора

Re: Вопрос по стояночной тормозной системе

hermano » Пт окт 16, 2015 5:37 am

Значится так. Подсчитал я допустимую удельную силу стояночной тормозной системы. Теоретически она действительно может быть 19%. Не знаю насколько точные весы на стенде и паспортные данные снаряженного автомобиля (как там они ее считают с водителем или без), но теоретически это возможно, значит оспорить диагностическую карту не получится. Так как распечатки со стенда нет, оспорить действия не получиться. А то что он говорил не доказать, так как записи не велось.
Так как распечатки показаний стенда нет, можно провести вычисления из того что известно, точно помню что стенд показал 1,6 кН на левом колесе и 0.5 кН на правом, поэтому разность собственно 68 %. Если я правильно понимаю как рассчитывается удельная сила, то в моем случае: 2100 / (9.8 * M) = 0.18, получается масса, которую измерил стенд:
M= 2100/(9.8*0.18)=1190 кг.

Значит, учитывая, что максимальная масса по паспорту 1440 кг, а измеренная стендом 1190 кг, то допустимая удельная сила стояночной тормозной системы будет: 1440/1190 * 0.15 =0.181.
Кто в теме просьба прокомментировать в двух словах.
1. Eсть ошибки в моих расчетах?
2. Это все входит в погрешность стендов или нет и как стенд округляет показания (0.181 может считаться 0.19)?
3. Ручник при торможении на сухом асфальте с любой загрузкой блокирует задние колеса и держит на очень больших уклонах (постоянно бываю в горах) и никогда не было претензий к ручнику. Получается испытания на стенде намного более требовательны чем испытания на уклоне? Если так зачем это сделано в техническом плане? Официально стояночная тормозная система не считается запасной тормозной системой.
4. Если стенд отключается при проскальзывании, то сила будет измерена меньше. И можно выдать эту (меньшую силу) как недостаточную тормозную силу?

Не оставляйте автомат только в режиме «P»

При постановке автомобиля с автоматической коробкой передач его тоже необходимо фиксировать «ручником». Дело в том, что на уклоне штатные крепления вала автомата испытывают слишком сильные нагрузки. К примеру, машина давит на маленький фиксатор с усилием, которое равно произведению массы на синус угла наклона. Для автомобиля весом 1200 кг на 23-процентном уклоне скатывающая сила достигает 269 кг. Такое усилие рано или поздно срывает фиксаторы вала. Через несколько лет возникнет эффект усталости металла, и коробку придется везти в ремонт. Поэтому лучше снять напряжение с коробки с помощью ручного тормоза.

Читайте так же:
Программа для синхронизации времени айфон

Регулировка ручника дисковых тормозов

На задних колесах большинства автомобилей по-прежнему устанавливаются барабанные тормоза, воздействие на которые осуществляется через ручник, соединенный с тормозными колодками простой механической проводкой.

Тем не менее, в самых мощных и дорогих моделях все колеса снабжены дисковыми тормозами. При наличии дисковых тормозов управление задними тормозными колодками с помощью ручника сильно усложняется, поэтому многие производители снабжают свои модели иными механизмами ручного тормоза.

Тормозной барабан в диске

Для автомобиля с четырьмя барабанными тормозами механизм ручного торможения включает в себя небольшие дополнительные барабаны, расположенные в тормозных дисках.

Как и в обычном барабанном тормозе, пара тормозных колодок приводится в движение рычагом от ручника. Колодки прижимаются к «барабану», образованному внутренней поверхностью тормозного диска.

Положение колодок определяется храповиком, что позволяет компенсировать износ прокладки. Механизм дополняется регулятором троса ручного тормоза, который исправляет все прочие недоработки.

Дополнительный барабан

Самые распространенные механизмы ручников для дисковых тормозов присутствуют в таких автомобилях, как Lancia, Jaguar, Porsche, BMW and Volvo.

Такие механизмы состоят из отдельных тормозных колодок, которые похожи на обычные барабаны, за исключением того, что эти барабаны образованы внутренней поверхностью тормозных дисков.

Колодки обернуты фрикционным материалом, который со временем изнашивается и требует замены. Этот процесс описан в отдельной статье.

Неполадки с тросом

Если вы чувствуете, что трос туго срабатывает даже после регулировки и смазки, скорее всего, он был поврежден или его заклинило.

Для решения проблемы необходимо заменить трос.

Замену нельзя долго откладывать, т.к. даже при малейшем застревании троса колодки чаще трутся о поверхность барабана и быстро изнашиваются.

Проверка троса

Если ручник работает не так, как хотелось бы, первым делом необходимо проверить состояние троса, который может износиться, застрять или отсоединиться от рычага.

Поднимите на домкрат переднюю часть автомобиля и подоприте осевой подпоркой. Внимательно осмотрите трос, ведущий от рычага ручного тормоза, на предмет повреждений. Попросите помощника повернуть ручник и проследите за движением троса. Если рычаги двигаются рывками, смажьте шарниры пропиточным маслом.

Проверка и регулировка колодок

Осмотрите каждую колодку на предмет износа.

Если износ невелик, отрегулируйте колодки с помощью храповика.

Поверните тормозной диск и поочередно посмотрите на колодки сквозь регулировочное отверстие. Если прокладка недостаточно изношена, используйте отвертку, чтобы повернуть храповик и заблокировать колесо, а затем отпустите его на полоборота.

Читайте так же:
Проверка и регулировка автоматических выключателей

Для регулировки ослабьте гайку на подковообразной скобе или главном тросе.

Отрегулируйте положение троса у подковообразной скобы.

. или главного троса.

Проверка колодок

Убедившись, что с тросом все в порядке, проверьте правильность сборки. Проверка системы ручного торможения для автомобиля с дисковыми тормозами осуществляется в два этапа. Прежде всего, необходимо исследовать сам механизм, а затем осмотреть трос ручника.

Найдите регулятор троса ручника и ослабьте его. Убедитесь в том, что трос должным образом проходит через щит тормозного механизма.

Найдите отверстие для регулировки, которое находится на внешней стороне барабана. Возможно, оно закрыто заглушкой. Поверните тормозной диск, чтобы увидеть колодки. Прокладка должна быть не менее 2 мм толщиной.

Убедившись, что с тросом все в порядке, проверьте правильность сборки. Проверка системы ручного торможения для автомобиля с дисковыми тормозами осуществляется в два этапа. Прежде всего, необходимо исследовать сам механизм, а затем осмотреть трос ручника.

Найдите регулятор троса ручника и ослабьте его. Убедитесь в том, что трос должным образом проходит через щит тормозного механизма.

Найдите отверстие для регулировки, которое находится на внешней стороне барабана. Возможно, оно закрыто заглушкой. Поверните тормозной диск, чтобы увидеть колодки. Прокладка должна быть не менее 2 мм толщиной.

Регулятор с храповиком

Если колодки выглядят нормально, обратите внимание на регулятор с храповиком.

Как правило, он направлен на 6 часов. Смажьте регулятор и прилегающие к нему области пропиточным маслом, чтобы облегчить скольжение.

Поверните храповик короткой тяжелой отверткой, используя в качестве точки опоры край отверстия для регулировки. Вращайте храповик до тех пор, пока диск не перестанет двигаться, а затем ослабьте его на полоборота, что составляет примерно 4 движения рычага (отвертки). Аналогичным образом отрегулируйте тормоз противоположного колеса.

Регулировка троса

Регулировочное отверстие

Регулировочное отверстие, сквозь которое можно увидеть состояние прокладок на колодках и регулятор с храповиком, может быть закрыто заглушкой. Как правило, заглушка изготавливается из резины или пластика, и ее можно поддеть отверткой.

В большинстве случаев регулятор троса располагается в нижней части автомобиля и крепится с помощью подковообразной скобы.

Для регулировки поверните гайку, а затем ослабьте или натяните трос. После этого потяните ручник на два-три щелчка, чтобы убедиться в том, что механизм блокирует задние диски.

Регулировка или замена

В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.

Способ ремонта

Причины

Регулировка тросов РТ

  • Ручник не держит на склонах;
  • Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.
  • Ослабились наконечники троса ручника;
  • Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
  • Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента
Читайте так же:
Регулировка карбюратора стелс 300 квадроцикл

Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.

Как пользоваться ручником

Ручной тормоз по сути состоит из механизма, заставляющего тормоз действовать, в виде рычага или педали, и тросов, воздействующих на основную систему.

Как его задействовать?

Переведите рычаг, чтоб он оказался в вертикальном положении — вы услышите, как щелкнет фиксатор. Что произошло внутри машины? Натянулись тросы — они прижимают к барабанам тормозные колодки у задних колес. Теперь задние колеса оказались в заблокированном положении, машина тормозит.

Чтобы сняться с ручного тормоза, зажмите кнопку-фиксатор и опускайте рычаг в изначальное положение, вниз.

Смазка, замена

Видео: Как самому смазать тросик ручника

В случае если ручной тормоз не работает из-за закисания тросиков, то можно попробовать смазать и разработать их. Но для этого придется их снять с авто. На ВАЗ-2109 делается это так:

  • задок авто поддомкрачивается и ставиться на опоры. Задние колеса с авто снимаются. Демонтировать придется также и тормозные барабаны;
  • далее откручиваются регулировочная и контргайка на уравнителе, и концевики тросиков снимаются с него;
  • затем необходимо снять концевики с рычагов в тормозном механизме. Для извлечения остается только раздать крепления тросов к задней балке и извлечь их.

Для смазки закисшего тросика можно использовать шприц и моторное масло. Закачивать его нужно до тех пор, пока оно полностью не пройдет через всю длину оплетки, после этого можно попробовать разработать трос, поочередно перемещая его за концевики.

Если смазка не помогла и тросик ходит туго или при разработке ощущается, что он цепляется за оплетку, то лучше его заменить. Замене подлежит и чересчур вытянутый трос (если при регулировке уже гайку накручивать некуда, трос все равно провисает). Установка новых тросиков производится в обратной снятию последовательности.

Напоследок отметим, что все обслуживающие работы с приводом ручного тормоза не сложные и выполняются они самостоятельно запросто и в гаражных условиях. При этом лучше потратить немного времени на проверку и регулировку, чем остаться без ручного тормоза, который может серьезно выручить в экстремальной ситуации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector