Особенности правового положения автономного учреждения регулирует
Особенности правового положения автономного учреждения регулирует
Тимошкина Ю. В.,
главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены законодательно. Это сделано для повышения их эффективности, открытости, исключения различных злоупотреблений, поскольку в данном случае расходуются бюджетные средства.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов госвласти, местного самоуправления. АУ работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в соответствии с федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется. Таким образом, АУ вправе применять УСН при условии соблюдения всех требований, установленных гл. 26 НК РФ.
Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Имущество закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления. Это означает, что оно владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).
При этом доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, также поступают в оперативное управление.
Регулирование порядка закупок автономными учреждениями
Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ВАЖНО В РАБОТЕ
Законом № 223-ФЗ установлены лишь общие требования к организации процесса закупок, тогда как автономным учреждениям предоставлена значительная самостоятельность при их осуществлении.
Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.
Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона, приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.
Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Автономное и бюджетное учреждение – это разные виды государственных (муниципальных) учреждений (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Основное отличие между ними заключается в границах имущественной ответственности по обязательствам.
Законом установлено, что автономное учреждение может установить в подобном положении любой способ закупки, а не только аукцион или конкурс. Как отмечает Минэкономразвития РФ, это могут быть как способы, указанные в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и иные способы: открытые конкурсы, электронные аукционы, двухэтапные конкурсы, закупки из единственного источника и т. д. При этом автономное учреждение обязано установить в положении о закупке порядок осуществления закупки выбранным способом.
Закупка ряда товаров (работ, услуг), таких как бумага, канцелярские принадлежности, электронно-вычислительная техника, автомобили, услуги по уборке зданий и др., может осуществляться только в электронном виде (полный перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616). Такие разъяснения даны ФАС РФ в письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12. При этом способ осуществления закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также ее порядок указанным способом автономное учреждение определяет самостоятельно – также в положении о закупке.
ПОЗИЦИЯ ФАС
Закупка автономным учреждением любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в установленном порядке.
Пункт 4 письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12
Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения (пп. 3 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) и не требует дополнительного утверждения каким-либо органом государственной власти, в том числе Минэкономразви-тия РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 № 28718-АС/Д28). Впрочем, кроме положения о закупке, АУ необходимо подготовить план закупки. Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к его форме утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.
План закупок может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность автономного учреждения как заказчика:
- производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
- ремонтная программа (план ремонтов);
- инвестиционная программа (включая техническое перево-оружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
- иные программы.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность автономного учреждения (заказчика) и содержащий требования к закупке, в том числе:
— порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки);
— условия их применения;
— порядок заключения и исполнения договоров;
— иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Он формируется по утвержденной Правительством РФ форме в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на электронных носителях и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Информационная открытость закупок товаров (работ, услуг)
Одним из принципов, которыми заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупок товаров (работ, услуг), является информационная открытость.
В целях реализации данного принципа Законом № 223-ФЗ установлена обязанность автономных учреждений размещать информацию о закупках на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).
Так, на официальном сайте необходимо размещать следующие документы:
1. Положение о закупке и вносимые в него изменения – не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.
2. План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год (планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 размещаются на трехлетний срок).
3. Извещение и документацию о закупке, проект договора (который является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке), а также изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки.
Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.
ВАЖНО В РАБОТЕ
План закупки формируется автономным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения, по которым Правительством РФ принято решение о неразмещении информации о них на официальном сайте. Например, распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и(или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но и не подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Законодательство исходит из принципов информационной открытости закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Автономные учреждения также вправе не размещать на официальном сайте данные о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год превышает 5 млрд рублей, оно вправе не размещать в Интернете сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
Помимо информации о планирующихся закупках автономные учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте данные о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.
Изменения в регулировании закупок с 01 января 2014 года
С 01.01.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Статьей 15 Закона установлено два случая, когда на автономные учреждения распространяется действие указанного закона.
Во-первых, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В этом случае на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контракта, и положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.
Во-вторых, если государственные органы или органы местного самоуправления, являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, передают на безвозмездной основе автономным учреждениям полномочия на осуществление закупок на основании договоров (соглашений). В этом случае АУ осуществляют закупки в пределах переданных им полномочий, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и мунaиципального заказчиков.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если автономное учреждение осуществляет закупки для государственных (муниципальных) нужд, с 01.01.2014 оно подпадает под действие Федерального закона о контрактной системе, который более детально регулирует процесс таких закупок по сравнению с закупками, проводимыми по Закону № 223-ФЗ.
В остальных ситуациях проводимые автономными учреждениями закупки так же, как и раньше, должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
В Законе № 44-ФЗ процедуры, связанные с планированием и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, детально регламентированы. Автономным учреждениям предоставляется значительно меньше самостоятельности в принятии связанных с закупками решений, чем было прописано в Законе № 223-ФЗ.
И все же, хотя основные положения Закона № 44-ФЗ вступили в силу с 01.01.2014, переход к контрактной системе будет осуществляться постепенно. Так, большинство положений о планировании закупок для государственных и муниципальных нужд вступит в силу с 01.01.2015, положения об общественном обсуждении закупок, ряд положений о единой информационной системе, мониторинге и контроле в области регулируемых законом закупок – с 01.01.2016. При этом положение о том, что наименование объекта закупки будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступит в силу с 01.01.2017.
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В статье рассматривается характеристика правового положения автономного образовательного учреждения, приводится сравнение бюджетного и автономного учреждения.
Ключевые слова: автономное учреждение; бюджетное учреждение; административное право; административно-правовое регулирование
Актуальность изучения основ правового статуса и организации деятельности высших учебных заведений определена качественными изменениями в высшем образовании. Эти изменения находят отражение как в приоритетах и условиях государственного регулирования и управления вузами, так и в правовом положении образовательных учреждений. Автономия (греч. αὐτονομία — «самозаконие») — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.
Автономное образовательное учреждение – это учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания образовательных услуг на основе задания учредителя посредством реализации обусловленных его типом образовательных программ в качестве основного вида деятельности, самостоятельно отвечающее по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных средств на приобретение данного имущества.
Вопросам изучения административно-правового статуса федеральных государственных вузов посвящено исследование М.А. Каплюк [4]. Правовому регулированию статуса негосударственных образовательных учреждений в системе высшего образования, государственному контролю в сфере негосударственного высшего образования посвящены исследования О.А. Рекрут. Целью исследования Л.А. Зайцевой являлось проведение комплексного анализа состояния административно-правового регулирования высшего профессионального образования. Проведем сравнение особенностей правовых статусов бюджетного и автономного учреждения.
1. Воинова, Л. Е. Гражданско-правовой статус бюджетных и автономных учреждений / Л. Е. Воинова // Мир экономики и права. – 2010. – № 12. – С. 37–43.
2. Заболотний, С. Н. Понятие образовательной организации: новелла законодательства / С. Н. Заболотний // Четвѐртый пермский конгресс учѐных- юристов: материалы научно-практ. конф. / отв. ред. О. А. Кузнецова. – Пермь, 2013. – С. 105–107.
3. Игнатьева, Е. Л. Автономное учреждение как новая модель хозяйствования учреждения культуры / Е. Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 12. – С. 7–16.
4. Каплюк, М. А. Органы управления высшим учебным заведением: проблемы разграничения полномочий и ответственности / М. А. Каплюк // Право и образование. – 2007. – № 5. – С. 23–32.
5. Титова, Е.В. Государственно-частное партнерство: о некоторых проблемах эффективности правового регулирования в субъектах Российской Федерации / Е.В. Титова, И.Ф. Ляпин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2015. – Т. 15. – № 1. – С. 96–100.
Главные отличия от коммерческих компаний
Различия правового положения коммерческих и некоммерческих организаций заключаются в следующем:
- для некоммерческих компаний хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, а гражданско-правовой статус этих компаний является вторичным;
- коммерческие организации производят хозяйственную деятельность, которая для них является главной и полностью регулируемой гражданским правом.
В отличие от коммерческих компаний, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Потому для некоммерческих организаций законодательство устанавливает специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ) и позволяет использовать свое имущество лишь для достижения задач, обозначенных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ).
Деятельность некоммерческих организаций направлена на формирование общественных благ. Они являются опорными пунктами инфраструктурных объектов гражданского общества. Они не принимают участия в производстве, а только в перераспределении материальных благ (государственный продукт).
Во всех остальных отношениях некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками оборота недвижимого имущества вместе с коммерческими.
Порядок создания
При создании автономных учреждений может использоваться две схемы:
- во-первых, непосредственное учреждение вновь создаваемого некоммерческого фонда,
- во-вторых, может быть создано путем реорганизации ранее существующего государственного предприятия.
Всё имеющееся имущество, а также финансовые средства, которые закреплены за тем или иным автономным учреждением при его первоначальном создании, должны иметь тот объём, который необходим для осуществления предусмотренной уставом деятельности.
В случае создания некоммерческой организации посредством смены типа, ранее существующего, муниципального учреждения не может допускаться уменьшение уставного капитала, закреплённого за организацией.
Перевод учреждения на работу по ФЗ-44
Однозначного ответа на вопрос, когда автономные учреждения перейдут на 44-ФЗ, до сих пор нет. Переход всех госорганизаций на контрактную систему планировался в 2017 году, и проект публиковался на общественное обсуждение, но не до сих пор не принят.
На каких основаниях проводится переход автономных учреждений на 44-ФЗ в 2020 году (статьи 3 и 8 223-ФЗ):
- неразмещение положения о закупках;
- невыполнение объема процедур для СМСП либо размещение ложных сведений в отчетах о процедурах покупки у СМСП.
Положение размещается в Единой информационной системе в течение пятнадцати дней с даты утверждения (ч.1 ст. 4 223-ФЗ).
Объем заказа у СМСП — минимум 20% от общей стоимости договоров (Постановление №1001).
Вот что нужно сделать автономному учреждению, чтобы закупать товары и услуги по закону № 44-ФЗ в 2020 году:
1. Получить электронную подпись в УЦ казначейства.
2. Настроить АРМ в соответствии с требованиями Единой информационной системы и торговой площадки.
3. Зарегистрироваться в ЕИС и на торговой площадке в качестве заказчика закону №44;
4. Подготовить нормативные документы:
- приказ об утверждении состава контрактной службы или назначении контрактного управляющего;
- приказ об утверждении состава закупочной комиссии;
- положение о контрактной службе;
- регламент работы закупочной комиссии.
Переход предприятия на работу по положениям контрактной системы — это санкция за нарушения, которые были допущены в закупочной деятельности. Если получена субсидия на проведение закупки автомобиля автономным учреждением, то покупают его по ФЗ-223.
Чтобы увидеть в ЕИС информацию о закупках по правилам контрактной системы, выберите в параметрах закон №44, и система выдаст нужные тендеры.
С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры
Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.
Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.
Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.
Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.
Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
- Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
- Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
- Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
- Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
- Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
- Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
- Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
- В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
- приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
С 2021 года планируют внести правки в некоторые КОСГУ. Какие нововведения планирут ввести узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
- основные средства в разрезе различных групп и видов;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- производственные запасы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- вложения в нефинансовые активы;
- расходы.
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
- денежные средства с указанием мест их хранения;
- финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
- дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
- авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Ответственность за невыполнение закона
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года