Предпринимательское право
Предпринимательское право
Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями — их субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.
Хозяйствующий субъект — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Понятие «Хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация (учебное заведение) не будучи предпринимателем может участвовать в хозяйственном обороте.
Основные документы, регулирующие деятельность ИП
Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.
Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.
Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции. В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого. Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя. Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.
Основные признаки предпринимательства:
- деятельность самостоятельная и добровольная;
- все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
- главная цель — получение постоянного дохода;
- способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
- госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.
На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.
Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.
Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.
Таблица основных отраслей права РФ
Содержание правовой отрасли
Регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ.
Связано с осуществлением исполнительной власти.
Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов права.
Предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей.
Посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями.
Рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение.
Регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.
Регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.
Лицензирование деятельности
Чтобы заниматься определенной работой, нужна лицензия. Ее получают частные детективы, производители оружия и лекарств, владельцы детских центров и страховых компаний. Список длинный — посмотреть весь можно в законе о лицензировании.
Если вы нашли себя в этом списке, вам нужна лицензия: работать без нее незаконно, и за это наказывают по административной или уголовной статье. В зависимости от масштабов деятельности можно получить штраф от 50 000 до 500 000 рублей, попасть под арест, исправительные работы или лишиться свободы до пяти лет.
Что бывает за работу без лицензии
Экономические споры — обжалование решения арбитражного суда
Право подачи апелляционной жалобы на решения судов, рассматривающих экономические споры, закреплено в ст. 257 АПК РФ. Направить документ можно в течение месяца с момента вынесения решения.
Рассматривает жалобы Арбитражный суд апелляционной инстанции. Последующие этапы обжалования перейдут на рассмотрение ВС РФ.
Форма и содержание апелляционной жалобы схоже с иском. Также потребуется предоставление дополнительных документов в качестве обоснования своей позиции. Если жалоба будет принята, суд вынесет определение о назначении заседания. По принципу исков апелляционные обращения могут быть возвращены или оставлены без движения.
Срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца. При наличии особых обстоятельства период продлевается до 6 месяцев (ст. 267 АПК РФ).
Направлять документы может лицо, участвовавшее в процессе первой инстанции, либо иной субъект, чьи интересы были затронуты принятым решением.
По итогу рассмотрения апелляционной жалобы суд может отметить решение первой инстанции, либо изменить его, либо отправить дело на пересмотр.
Обжалование на этом этапе предполагает рассмотрение материалов повторно. Исследуются доказательства, заслушиваются стороны, приобщаются дополнительные сведения.
Последующие инстанции (кассация и надзор) оценивают только законность принятых решений, что не дает возможности представить новые аргументы в свою защиту.
Таким образом, экономические споры могут возникать исключительно в сфере предпринимательства. Чтобы защититься в суде, необходимо иметь хорошую доказательную базу и опытного юриста, который сможет защитить ваши интересы. Это важно, как для истца, желающего удовлетворения своих требований, так и для ответчика, защищающего свои интересы.
Заключение
Таким образом, отрасли права воздействуют на однородные отношения в обществе. Законодатель проводит разграничение с помощью предмета правового регулирования.
Однако правовые нормы способны взаимодействовать друг с другом в разных сферах жизни и образовывать крупные комплексы. Последние следует считать отраслями законодательства.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
В иных случаях гражданское и уголовное право стоят очень близко.
Например, такое правонарушение, как хулиганство — может наказываться как в рамках Гражданского Кодекса, то есть штрафом или арестом на 15 суток, так и в рамках Уголовного Кодекса, который предусматривает пусть и условное, но все-таки уголовное наказание, то есть судимость. В зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств суд может рассматривать и так, и эдак.
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
- прямые;
- косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.