Принцип работы корректора фар
Корректор предназначен для регулировки уровня светотеневой границы в режиме ближнего света. Для режима дальнего света эта опция не так актуальна, потому что только ближний свет имеет четкую границу отсечки (условное ограничение светового потока, резко переходящего в почти неосвещенную зону). Ближний свет должен хорошо освещать дорогу, но не ослеплять водителей встречного транспорта.
Уровень светотеневой границы зависит от формы и вертикального наклона отражателя. Именно последний параметр требует постоянной регулировки, поскольку угол наклона фар зависит от нагрузки и распределения нагрузки в транспортном средстве. Чем больше загружена задняя часть автомобиля, тем больше прогибается передняя часть автомобиля. Поэтому даже правильно расположенные фары ослепят водителей встречных машин.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомобилям европейского производства, корректор фар должен входить в стандартную комплектацию всех автомобилей, допущенных к эксплуатации после 1999 г. Такие системы не устанавливаются на автомобили с активной подвеской.
Системы принудительного действия
Управление системой регулировки угла наклона фар осуществляется путем изменения положения переключателя на приборной панели. Основными типами приводов, используемых в конструкции ручных корректоров, являются:
- механический. Конструкцию рефлектора-корректора назвать сложно, так как устройство представляет собой регулировочный винт, установленный в корпусе рефлектора. Ввинчивание или выкручивание винта изменяет угол вертикального дефлектора;
- гидромеханический;
- электромеханический;
- пневматический. Пневматический корректор фар из-за своей сложности менее популярен. Систему можно настраивать вручную или автоматически. В первом случае управление пневмоприводами осуществляется водителем с помощью позиционного переключателя n на панели приборов (чаще всего используется в сочетании с галогенным освещением). Автоматизированная система состоит из датчиков положения кузова, блока управления и исполнительных механизмов (используются совместно с ксеноновыми лампами). Положение отражателя регулируется изменением давления воздуха в соответствующих трубках.
Гидрокорректор
Отечественным автомобилистам эта система известна, поскольку ручные корректоры фар этого типа устанавливались на автомобили ВАЗ 2107, 2109, 2110, 2114, «Нива», «Гранта».
Основные элементы системы:
- 6 — ручка регулировки светового пучка;
- 1 — основной регулирующий механизм;
- 2 — рабочие цилиндры со штоком, действующим на отражатель.
Принцип действия заключается в регулировке положения планки корректора движением специальной жидкости по трубам. Переключатель механически связан с поршнем главного гидроцилиндра. Когда ручка регулировки приводится в действие, чтобы поднять дефлекторы, давление жидкости в системе увеличивается, что приводит в движение рабочие цилиндры и, таким образом, удлиняет шток. Поскольку система полностью герметична, поворот ручки дает противоположный эффект.
Эта архаичная система считается крайне ненадежной. Со временем на стыках труб и фланцах возникают утечки, в результате чего в систему засасывается воздух и происходит потеря жидкости.
Электромеханический корректор
Чаще всего используется электрическая система регулировки дефлектора фар. Электропривод позволяет как принудительное изменение высоты границы света и тени, так и автоматическую регулировку в зависимости от текущих условий движения.
Конструкция систем принудительного действия:
- включить приборную панель;
- мотор-редукторы;
- устройство управления;
- электрические кабели.
ВыключательОбычно он устанавливается с левой стороны рулевой колонки и имеет 3–4 положения фиксации для изменения угла наклона дефлектора фары. Сервопривод, он же мотор-редуктор, он же корректор фар, представляет собой исполнительный механизм, шток которого при движении поднимает или опускает фару, опираясь на ее нижнюю часть (фара прикреплена к петлям вверху).
Принцип работы
В принципе, конструкция сервоприводов аналогична мотор-редуктору, используемому в конструкции центрального замка. Оборудование:
- Небольшой двигатель постоянного тока, возбуждаемый магнитами;
- червячную передачу для преобразования вращательного движения вала двигателя в возвратно-поступательное движение оправки;
- схемы управления;
- датчик сопротивления фактического положения штока поршня.
ЭБУ регулирует положение ручки, подавая управляющее напряжение на сервопривод. Логика управления корректорами фар с электромеханическим приводом на примере БУК 02-01 применяется во многих отечественных автомобилях. Одним из основных компонентов платы управления является мостовая схема мотор-редуктора, в основе которой лежит двухканальный операционный усилитель. Одно плечо моста соединено с датчиком фактического положения штока, а другое плечо соединено с входным контактом платы управления. Воздействие на исполнительный механизм корректора осуществляется изменением управляющего воздействия на входе платы. В случае ошибки несоответствия моста система управления подает напряжение на исполнительный механизм до тех пор, пока напряжение на выходах датчика положения не станет равным управляющему напряжению. Электронный блок управления в обязательном порядке должен быть оборудован устройством защиты от перенапряжения в бортовой сети автомобиля. Когда переключатель электромеханического корректора фар не меняет своего положения, электродвигатель отключается.
Характерные неисправности
- Обрыв цепи, образование оксидов в местах соединения.
- Износ деталей электродвигателя.
- Прогорание элементов интегральных схем.
Где находятся регулировочные винты света фар
Еще до начала работы необходимо четко знать, где находятся регулировочные винты. Они есть на всех типах фар, но месторасположение может различаться, как и конструкция. Тут важно помнить следующее:
- Проще всего изучить информацию в инструкции по эксплуатации автомобиля или найти данные на тематических форумах, посвященных определенной модели авто. Нередко можно найти видео, где все показывается наглядно, что существенно упрощает процесс.
- На каждой фаре есть два винта. Первый регулирует световой поток в вертикальной плоскости, второй – в горизонтальной. Поэтому можно настроить не только высоту света, но и при необходимости смещать его относительно дорожного полотна.
- Система регулировки также может отличаться. Вращать винты можно вручную, с помощью плоской или крестообразной отвертки, шестигранником или даже звездочкой. Стоит заранее уточнить этот момент, чтобы нужный инструмент был под рукой. Не стоит вращать пластиковые детали не подходящим приспособлением, они очень легко повреждаются.
В некоторых моделях авто регулировка осуществляется через специальные отверстия в передней облицовке. В этом случае главное – подобрать отвертку или другой ключ подходящей длины.
Системы автоматического управления корректором фар
Автоматизированный корректор положения отражателя фар не требует участия водителя для регулировки светотеневой границы. Система, использующаяся с галогенными лампами, ориентируется лишь на положение кузова, поэтому ее еще называют статической.
На автомобилях с ксеноновыми источниками света используется усовершенствованный адаптивный корректор, который поддерживает пучок света в заданном положении, ориентируясь на изменение положения кузова при ускорении, замедлении, изменении направления и движении по ухабистым участкам дороги. Определено это тем, что прямой свет ксеноновых фар намного агрессивней воздействует на глаза человека.
Устройство системы:
- датчики дорожного просвета автомобиля;
- блок управления;
- сервоприводы (обычные электромеханические мотор-редукторы).
Датчик из комплекта для установки ксенона своими руками.
Основой принципа работы является постоянное считывание дорожного просвета автомобиля. Для этого используются бесконтактные датчики, построенные на основе эффекта Холла. Обычно устанавливается несколько датчиков на несущих кузовных элементах в передней и кормовой частях. В корпусе измерителя находится статор (подвижный элемент) со встроенными магнитами и ротор (неподвижный элемент), являющийся датчиком Холла. Статор соединен тягой с деталью подвески, поэтому всяческое изменение положения детали относительно кузова передается датчиком в блок управления. ЭБУ обрабатывает полученную информацию и управляет работой мотор-редукторов. Несмотря на очевидное удобство, зачастую автоматический корректор доукомплектовывается системой с возможностью ручной регулировки.
В конструкции может использоваться всего один датчик положения кузова ультразвукового типа. Чаще всего такое решение предлагается в качестве альтернативы штатным системам при установке ксеноновых ламп своими руками.
Установка корректора фар
Сначала снимаем правое заднее колесо. Далее выполняем демонтаж брызговика и локера. Через резиновый уплотнитель кабель протягиваем в салон, при этом под аркой оставляем запас. В районе обшивки правого сидения откручиваем болт, крепящий багажную сетку и ремень безопасности. Вынимаем накладку порога и крепящие ее пистоны. Снимаем декоративный порожек и под передней дверью.
Далее действуем так:
- Теперь готовим датчик.
- Находящуюся на нем пластину сгибаем под углом 90 градусов.
- В крепежное отверстие на рычажке датчика вставляем шпильку, которая находится на продольном рычаге правого заднего колеса. На шпильку накручиваем подходящую по размеру гайку. В качестве усиления данного соединения используем контргайку.
- Располагаем устройство так, чтобы оно находилось соосно продольному рычагу. Пластина для крепления должна плотно соприкасаться с кузовом. Рычаг устройства должен смотреть вниз.
- Выбираем удобное место для фиксации устройства на корпусе и крепим его.
- Прокладываем кабель к датчику и закрепляем его. Желательно, чтобы он проходил по гофрированной трубе.
- Устанавливаем колесо, брызговик и локер. Протягиваем кабель по порогам до передней стойки — в результате он должен быть выведен в районе замка зажигания. После прокладки кабеля ставим на место порожные накладки.
Схема подключения электрического корректора выглядит так (в качестве образца приведена схема Лады Калины):
Подключаем проводку к разъему. Разъем вставляем в гнездо автокорректора. Делать это нужно по инструкции к устройству. После этого установка может считаться завершённой.
Корректировщик фар — не самая главная деталь в автомобиле, но от того, как он работает, во многом зависит безопасность движения. Особенно важно использовать корректор с ксеноном — иначе попасть в аварию можно в два счета.
Двойное запирание замков
Суть опции в том, что при ее активации открыть двери не получится даже из салона. Единственным выходом будет разбитие стекол или деактивация функции.
В инструкции написано следующее:
- При 2-кратном нажатии на кнопку с двойным замком включается система центрального закрытия машины и охранная сигнализация.
- На авто без двойной блокировки поворотники дважды мигают, что свидетельствует о включении системы. На машинах с такой опцией поворотники никак не реагируют.
- При наличии на машине функции двойной блокировки жмите на кнопку с двойным замком два раза в течение 3-х секунд для двойного блокирования дверных замков и сканирующих датчиков салона. Двойное срабатывание поворотников свидетельствует о том, что опция активирована.
Корректор фар
Корректор фар предназначен для дистанционного изменения угла наклона света фар в вертикальной плоскости. Необходимость корректировки этого угла может возникнуть при изменении загрузки автомобиля. Корректор состоит из регулятора и двух механизмов, установленных в блок-фарах.
Регулятор корректора фар установлен на нижней части панели приборов слева от рулевой колонки.
Важный момент
Всегда устанавливайте регулятор корректора фар в положение соответствующее загрузке автомобиля (см. ниже), так как ослепление водителя встречного автомобиля может привести к тяжким последствиям!
Для правильного освещения дороги и предотвращения ослепления водителей других транспортных средств производитель рекомендует повернуть регулятор таким образом, чтобы напротив метки на рукоятке регулятора оказалась цифра соответствующая загрузке автомобиля:
О — одно или оба передних сиденья заняты, кроме того, может находиться один пассажир на заднем, в багажном отделении нет груза;
1 — заняты передние сиденья, на заднем сиденье два-три пассажира, в багажном отделении нет груза;
2 — заняты передние сиденья, на заднем сиденье три пассажира, багажное отделение загружено;
3 — заняты передние сиденья, а заднее свободно, багажное отделение загружено.
Не у всех автомобилей на панели хорошо видна вся шкала. Если у вашего автомобиля присутствуют только О и 1, для правильной регулировки положения фар, достройте шкалу самостоятельно, нанеся на панель метки 2 и 3 с такими же интервалами, как интервал между
О и 1. Постольку регулятор не имеет фиксированных положений и расположен в месте, где метки разглядеть сложно, нанесите их таким образом, чтобы их можно было распознать на ощупь.
Если не удается подкорректировать луч одной из блок-фар — вероятно неисправен исполнительный механизм корректора в ней или оборвался трос управления. Неисправный трос замените.
В случае неисправности исполнительного механизма корректора, снимите блок-фару, поверните механизм на четверть оборота по часовой стрелке и извлеките из корпуса блок-фары. Установите детали в обратной последовательности.
Руководство по обслуживанию и ремонту Рено Дастер
Видео по теме «Корректор фар» для Renault Duster
Устраняем детскую болезнь Рено ДастераКорректор фар Рено Логан2
Видеоустановка фар от рено дастер 2015 на рено дастер дорестайлинг
Настройка света фар самостоятельно
Некоторые автопроизводители, а также изготовители ламп, предлагают свои методы настройки головного освещения. Обычно их методы прилагаются к технической инструкции на машину.
Вместе с этим, существует и универсальный, самостоятельный способ настройки света фар, подходящий почти для всех автомобилей, при котором выполняется ряд одинаковых действий и условий, во многом совпадающих с методами производителей. В целом, самостоятельный процесс настройки фар предусматривает несколько несложных действий, описанных ниже.
Подготовка автомобиля
Прежде чем начать настраивать свет передних фар автомобиля, необходимо выполнить подготовку самого автомобиля. И на этом этапе настоятельно рекомендуется принять во внимание конкретные условия эксплуатации авто. Например, учесть, как часто используется машина с нестандартной (не заводской) нагрузкой.
Дело в том, что большинство предлагаемых методов регулировки фар усредненные. Их методология «заточена» под среднестатистические условия эксплуатации машины – среднюю «снаряженную массу» (совокупный вес при базовой минимальной комплектации: усредненный вес водителя (75 кг) без учета веса пассажиров, вес инструментов и запаски, давление в шинах и др.). Особенно это касается тех автовладельцев, которые чаще всего используют свою «железную лошадку» только для перевозки малогабаритных грузов, для своего хозяйства или заработка.
Подготовка машины для регулировки фар заключается в нескольких достаточно простых действиях:
- Очистить корпус и регулировочные винты (или шурупы) от грязи. Расположение регулировочных винтов можно узнать из инструкции к автомобилю или к фарам. Для удаления грязи можно использовать обычную чистую воду, а для очистки элементов от масла – органические растворители. По возможности, использовать продувку воздухом.
Создание контрольного стенда (экрана)
Чаще всего, в качестве экрана с разметкой для корректировки освещения используют ровную стену. Также некоторые водители делают специальные фанерные щиты с прибитыми к ним деревянными рейками, которые служат ориентирными линями вместо обычных нарисованных линий. Иногда, если позволяют размеры и ровность площадки, в качестве стенда используют гаражные ворота.
Регулировочная разметка на стенде делается следующим образом:
- Машина подгоняется к стенду (стене) вплотную.
Регулировка фар
Лампы бывают 2-х видов: раздельные или с совмещением ближнего и дальнего света. В совмещенных лампах светопоток регулируется по ближнему свету, а дальнее освещение самонастраивается автоматически. В раздельных лампочках регулировку дальнего и ближнего света придется делать по-отдельности.
Согласно ГОСТу, нижняя граница светотени для ближнего освещения не регламентирована, тогда как для верхней границы есть определенные условия: с левой стороны граница светопотока должна располагаться горизонтально (чтобы не слепить встречных водителей), а справа она должна подниматься, освещая обочину дороги и пешеходов. Такую восходящую границу света часто называют «галкой».
Порядок настройки фар с совмещенным ближним и дальним светом
- Установить машину на расстоянии 7.5 метров от стенда.
Дальний свет настроится автоматически.
Порядок настройки фар с разделенным ближним и дальним светом
- Для отдельной настройки ближнего света выполнить предыдущие действия, указанные выше (регулировка совмещенных фар).
Настройка ПТФ (противотуманных фонарей)
Противотуманные фары (ПТФ) должны быть установлены параллельно продольной оси автомобиля. Настройка противотуманных фар несильно отличается от методики настройки головных фар и состоит из следующих действий:
- Фонари очищаются от грязи.
«Народный способ»
Настройка света «народным способом» должна производиться только в темное время суток, а не в условиях недостаточной видимости!
Машина ставится на ровную дорогу. Впереди, строго перед машиной и ровно поперек дороги, на расстоянии 20 – 25 метров кладется большая палка. Включается ближний свет и закрывается одна из фар (если есть напарник, он может ее прикрыть, встав напротив нее).
Далее с помощью винта для регулировки верхняя граница светотени подводится к палке на дороге. Настройка по направлению потока, чтобы светило прямо, делается «на глазок» при включенном дальнем свете (на ближнем свете луч может уходить немного вправо).
Заключение
Процесс самостоятельной регулировки фар не так сложен, как кажется на первый взгляд. Достаточно сделать это один раз, и в дальнейшем самостоятельная регулировка будет проходить легко и быстро. При этом не следует забывать, что своевременная и правильная регулировка света головных фар — это важная процедура, от которой серьезно зависит безопасность движения в темное время суток. Но которой, к сожалению, часто пренебрегают даже опытные водители!
Видео о регулировке фар всех моделей автомобиля: