1ton-auto.ru

Тон Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болезнь клапанов сердца

болезнь клапанов сердца

Каждый сердечный клапан представляет собой сложный механизм, который подобно створкам ворот открывает и закрывает ток крови по камерам сердца и из сердца в аорту и легочную артерию. Клапаны позволяют крови течь только в одном направлении.

Сердце человека состоит из четырех полостей – двух предсердий и двух желудочков. Кровь поступает в предсердия сердца по венам, из предсердий в желудочки, из желудочков в крупные артерии (аорту и легочную артерию). На пути ее движения в местах перехода предсердий в желудочки и желудочков в артерии расположены сердечные клапаны — подвижные заслонки, состоящие из отдельных элементов (створок). Если сердечный клапан не работает должным образом, возникают нарушения тока крови (в виде обратного тока, либо затрудненного тока крови).

Характер изменений клапанов сердца можно разделить на две группы :
— клапаны, которые не закрываются в полной мере (недостаточность клапана), что приводит к регургитации (обратному току) крови через клапан в обратном направлении (например, из аорты в левый желудочек) и
— клапаны, которые не открываются должным образом (стеноз клапана), что вызывает затруднение току крови и его ограничению.

Клапанные пороки сердца встречаются относительно часто, составляя от 20 до 25% всех органических заболеваний сердца у взрослых. Наиболее часто выявляются пороки митрального клапана, второе место по частоте занимают поражения клапана аорты. Почти во всех случаях у детей и в 90% случаев у взрослых возникновение порока связано с ревматизмом. Вторым по частоте заболеванием является бактериальный эндокардит. Редкими причинами формирования порока могут быть системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, у взрослых — атеросклероз, ишемическая болезнь сердца.

аневризма аорты

Особо следует отметить состояние, часто встречающееся у здоровых людей, называемое пролапсом митрального клапана, или "синдром щелчка","синдром хлопающего клапана","синдром щелчка и шума","синдром аневризматического прогибания митрального клапана","синдром Barlow", синдром Энгла и др. Cuffer и Borbillon в 1887 году первыми описали аускультативный феномен систолических щелчков (кликов) сердца. Термин "пролапс митрального клапана", получивший в настоящее время наибольшее распространение, впервые был предложен J Criley.

Митральный клапан перекрывает обратный ток крови из левого желудочка в левое предсердие. Пролапсом называется состояние, когда створки клапана в момент сокращения желудочка не закрывают отверстие «наглухо», а прогибаются в полость предсердия, пропуская кровь в обратном направлении. Это сопровождается характерным щелкающим звуком или сердечным шумом. Количество крови, возвращающееся в предсердие, может служить мерой выраженности порока.

В зависимости от того, когда появился порок клапана сердца, различают первичный и вторичный пролапс:
1. Первичный (идиопатический) пролапс клапана является врожденным, обусловлен генетическим дефектом строения соединительной ткани, из которой состоят створки клапана.
2. Вторичный (приобретенный) пролапс клапана сердца появляется в результате травм грудной клетки, ревматизма, инфаркта миокарда и других причин.
Сегодня некоторые эксперты считают первичный пролапс митрального клапана всего лишь разновидностью нормы, а вовсе не болезнью.

А как на счет газа?

Когда мотор работает на бензине, седла клапанов испытывают температурные нагрузки равные — 300-350 °С, а «тарелки» и того больше – 800-900 °С. Когда мотор работает на газу, температура сгорания топливной смеси повышается на

50-70 °С, что, как вы понимаете, частично сказывается на сроке службы и состоянии клапанов. Однако не настолько, чтобы клапан прогорал или разрушался. Значительно больше повышается температура на поверхностях клапанов в случае бедной смеси, в таком случае температура сгорания топливной смеси увеличивается на 200-250 °С, а это уж точно вызовет прогар клапанов и скорое их разрушение. Кроме того, когда сгорает газ, в продуктах сгорания не образуется углеродистых остатков, которые ложатся тонкой пленкой на поверхности и защищают клапан и седло от механических повреждений. Поэтому металлические поверхности работают при высокой температуре в прямом контакте друг с другом. В этих точках соприкосновения металл оплавляется и происходит разрушение поверхности. При этом меняется геометрия детали и теплообмен, нарушается плотность прилегания клапана, это особенно опасно, в случае, когда мотор длительное время работает с большими нагрузками.

Диета после замены клапана

Пациентам среднего и пожилого возраста, особенно тем, кто имеет ишемическую болезнь сердца, рекомендуется придерживаться особой диеты. Необходимо уменьшить содержание в рационе животных жиров и легкоусвояемых углеводов, а также снизить потребление поваренной соли, кофе и других стимуляторов. Вместе с тем, следует обогатить питание растительными маслами, свежими овощами и фруктами, рыбой и белковыми продуктами.

Молодые пациенты, не имеющие атеросклероза и его осложнений, могут не так строго относиться к своей диете, хотя и им лучше всего составлять рацион в соответствии с канонами здорового питания – для профилактики ИБС.

Избыточное употребление алкоголя противопоказано всем пациентам после замены клапанов сердца.

Почему на одних машинах гнет клапана, а на других — нет?

Сколько раз спорили владельцы о том, гнет или не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. На одной и той же модели, с одинаковым двигателем, их может ломать при обрыве или остаться целыми. Все дело в поршнях.

Читайте так же:
Регулировка форсунки common rail bosch своими руками

Поршень ПриорыТак выглядит Приоровский поршень, который не гнет клапана

Как видите, днище может иметь выемку. Последняя может быть отельной под каждый клапан, либо единой (одно углубление по контуру). Такие поршни устанавливались на ВАЗовские моторы, а также встречались на корейцах и японцах. Сейчас, увы, такой поршневой не встретить…

А все потому, что выемки влияют на КПД двигателя. При равных раскладах такой мотор будет выдавать меньше мощности и есть больше топлива.

Искусственные клапаны сердца

Рекомендации пациентам с протезированным клапаном сердца 1.6 Мб

Искусственный клапан сердца: 2 основных типа

При нарушении работы какого-либо из 4 клапанов сердца — их сужении (стеноз) или чрезмерном расширении (недостаточности) — существует возможность их замены или реконструкции при помощи искусственных аналогов. Искусственный клапан сердца — это протез, который обеспечивает требуемое направление тока крови за счет прерывистого перекрывания устьев венозных и артериальных сосудов. Основным показанием к протезированию служат грубые изменения створок клапана, приводящие к выраженному нарушению кровообращения.

Применяются два основных типа искусственных клапанов сердца: механические и биологические модели, каждая из которых имеют свои особенности, преимущества и недостатки 1 .

Два основных типа искусственных клапанов

Рисунок 1. Два основных типа искусственных клапанов

Механический клапан сердца или биологический протез?

Механический клапан сердца надежен, служит долго и не нуждается в замене, но требует постоянного приема специальных медикаментов, снижающих свертываемость крови.

Биологические клапаны постепенно могут разрушаться. Срок их службы в значительной степени зависит от возраста больного и сопутствующих заболеваний. С возрастом процесс разрушения биологических клапанов существенно замедляется.

Решение о том, какой клапан наиболее оптимален, должно приниматься перед хирургическим вмешательством в ходе обязательной беседы между хирургом и пациентом 2 .

Жизнь с искусственным клапаном сердца

Люди с протезами сердечных клапанов относятся к категории пациентов с очень высоким риском тромбоэмболических осложнений. Борьба с тромбозами — основа стратегии ведения таких пациентов, и именно ее успешность во многом определяет прогноз для больного.

Риск тромбоэмболических осложнений уменьшается при использовании биологических протезов клапанов, но они имеют свои недостатки. Их имплантируют нечасто и преимущественно пожилым людям 3 .

Жизнь с искусственным клапаном сердца требует ряда ограничений. Большинство пациентов с протезированными клапанами — это лица с механическими протезами, которые принадлежат к группе высокого риска развития тромботических осложнений. Пациент вынужден постоянно принимать антитромботические препараты, в абсолютном большинстве случаев — непрямые антикоагулянты (варфарин). Их должны принимать практически все пациенты с механическими клапанами сердца. Выбор биопротеза также не исключает необходимость приема варфарина, особенно у больных с фибрилляцией предсердий. Во избежание опасных кровотечений, постоянно принимающим варфарин пациентам лучше отказаться от повседневной деятельности и развлечений, связанных с повышенным риском получения травм (контактные виды спорта, работа с режущими предметами или с высоким риском падений даже с высоты собственного роста).

К наиболее важным аспектам врачебного наблюдения за пациентом с искусственным клапаном сердца на сегодняшний день относятся 4 :

  • контроль свертываемости крови;
  • активная профилактика тромбоэмболических осложнений с помощью антикоагулянтов (чаще всего варфарина).

Важно отметить, что в настоящее время европейские и американские эксперты считают слишком интенсивными те уровни антитромботической терапии, которые раньше рекомендовались для большинства пациентов. Современные подходы к оценке риска позволяют выделить подгруппы лиц с наиболее высоким риском тромбоэмболических осложнений и активной антитромботической терапией. Для других пациентов с протезированными сердечными клапанами достаточно эффективной будет менее агрессивная антитромботическая терапия 4 .

Профилактика тромбозов у пациентов с механическими клапанами сердца

Профилактика тромбоза у пациентов с механическим клапаном сердца требует пожизненной антитромботической терапии.

Интенсивность терапии варфарином зависит от локализации протеза и его типа. Например, в соответствии с рекомендациям ACC/AHA (2008) механический протез аортального клапана требует поддержания МНО в пределах 2,0-3,0 при использования двухлепестковых (двустворчатых) протезов, а также клапана Medtronic Hall (один из самых популярных в мире одностворчатых искусственных клапанов), или в дипазоне 2,5-3,5 для всех остальных дисковых клапанов, а также для шарового клапана Starr–Edwards.

Механический протез митрального клапана требует удержания МНО в рамках 2,5-3,5 для всех типов клапанов 3 .

Таблица 1. Рекомендуемое значение МНО при механических клапанах сердца 5

Позиция клапана сердцаФакторы риска ТЭ-осложнений
отсутствуютприсутствуют
Аортальная2,0-3,02,5-3,5
Митральная2,5-3,53,0-4,0

Однако даже на фоне рекомендованной антитромботической терапии риск тромбоэмболических осложнений у пациентов, перенесших протезирование клапанов сердца, остается на уровне 1-2 %. Результаты большинства клинических исследований свидетельствуют о том, что риск тромбоза выше у пациентов с протезами митральных клапанов (по сравнению с протезами аортальных). Если для пациентов с искусственными аортальными клапанами возможен менее интенсивный режим антикоагулянтной терапии (с целевым МНО 2,0-3,0), то в случае с механическим протезом митрального клапана режим антикоагулянтной терапии должен быть достаточно интенсивным (с целевым МНО 2,5-3,5) 6 .

Читайте так же:
Как отрегулировать угол развала

Вне зависимости от типа используемого искусственного клапана риск тромбоза наиболее высок в первые несколько месяцев после операции – до завершения процессов эпителизации в месте имплантации протеза. Американские эксперты считают целесообразным удерживать МНО в рамках 2,5-3,5 в первые 3 мес. после операции даже для больных с искусственным аортальным клапаном 3 .

Кроме того, удержание МНО в более жестких рамках (2,5-3,5) рекомендуется ACC/AHA при наличии факторов высокого риска тромбоэмболизма вне зависимости от типа протеза и его локализации. К таким факторам относятся мерцательная аритмия, тромбоэмболия в анамнезе, дисфункция левого желудочка (ЛЖ), состояние гиперкоагуляции 7 .

В настоящее время существуют портативные аппараты для самостоятельного определения МНО (по типу систем для контроля уровня сахара у больных диабетом), которые помогают удерживать уровень МНО в необходимом диапазоне. Среди них зарекомендовал себя Coagucheck XS для самостоятельного проведения анализов и немедленного получения результатов ПТВ/МНО. Прибор позволяет получить точные результаты менее чем за минуту, используя при этом всего 8 мкл (одну каплю крови).

Тем не менее, независимо от выбранной стратегии антитромботического лечения после протезирования сердечных клапанов, принципиально важным остается регулярное наблюдение за пациентом, его обучение и тесное сотрудничество с лечащим врачом.

Это позволяет своевременно корректировать дозы препаратов, а также изменения их тромболитической активности в зависимости от особенностей питания, состояния функции печени и почек пациента.

Профилактика тромбоза у пациентов с биопротезами клапанов

Пациентам с биопротезами клапанов показана менее агрессивная антикоагулянтная терапия, поскольку в большинстве исследований риск тромбоэмболических осложнений у таких больных даже при отсутствии терпи антикоагулянтами составлял в среднем всего 0,7 %.

По мнению американских экспертов добавление варфарина может быть полезным при повышенном риске тромбоэмболий, но не рекомендуется рутинно всем пациентам. При использовании варфарина следует удерживать МНО в рамках 2,0-3,0, если протезирован аортальный клапан, и 2,5-3,5 — если митральный 3 .

Применение варфарина с целевым МНО 2,0-3,0 также может быть целесообразно в первые 3 мес. после операции и у больных с протезом митрального или аортального клапана без факторов риска, учитывая повышенную склонность к тромбообразованию в ранние сроки после протезирования клапана. Особые преимущества от такой стратегии получают пациенты с протезом митрального клапана 3 .

Таблица 2. Рекомендуемое значение МНО при биологических клапанах сердца

Позиция клапана сердцаФакторы риска ТЭ-осложнений
отсутствуютприсутствуют
Аортальная2,0-2,52,5-3,0
Митральная2,5-3,03,0-3,5
Трикуспидальная2,5-3,03,0-3,5

Однако европейские эксперты ESC полагают, что в настоящее время нет достаточно убедительных данных, подтверждающих необходимость длительной антитромботической терапии у пациентов с биопротезами сердечных клапанов, если у этих пациентов нет каких-либо дополнительных факторов риска 7 .

В европейском руководстве использовать варфарин у таких больных рекомендуется только на протяжении первых 3 мес. после операции (целевое МНО — 2,5).

Длительная (пожизненная) антикоагулянтная терапия у пациентов с биопротезами клапанов может быть целесообразной только при наличии факторов высокого риска (например, мерцательной аритмии; в меньшей мере таким фактором риска может выступать сердечная недостаточность с ФВ ЛЖ <30%), утверждается в руководстве ESC6.

Таким образом, и в отношении больных с биопротезами сердечных клапанов европейские эксперты рекомендуют более осторожную тактику антитромботической терапии, в то время как американские специалисты считают оправданным более агрессивный подход. В то же время в США более распространена тенденция минимизировать время нахождения пациента в стационаре и стоимость его лечения, поэтому американские врачи для профилактики тромбоэмболий предпочитают назначать пациентам с биопротезами препараты ацетилсалициловой кислоты. В Европе пока склонны удерживать пациента в стационаре дольше, если это требуется, и применять у данной категории больных варфарин, более требовательный к мониторингу показателей свертывания крови.

Одной из наиболее существенных проблем ведения таких пациентов в условиях отечественного здравоохранения является невозможность адекватного контроля показателей свертывания крови на фоне постоянного приема антикоагулянтов.

Именно показатель МНО рекомендован всеми международными руководствами как необходимый для обеспечения безопасности и эффективности терапии 7 .

Рекомендации пациентам с протезированным клапаном сердца 1.6 Мб

Гнет клапана: в чем причины и как предотвратить

Одна из страшных тем в разговорах автомобилистов – почему гнутся клапана, на каких автомобилях возможна эта поломка, и как ее предотвратить. Сегодня мы подробно расскажем о причинах, по которым выходят из строя клапана двигателя и мерах профилактики этой неисправности.

Гнутые клапана

Гнутые клапана

За что отвечают клапаны в моторе

Для начала немного теории. Наверняка каждый автолюбитель знает, сколько цилиндров в моторе его автомобиля, а вот сколько в нем клапанов – на этот вопрос ответ дадут не все. В большинстве современных двигателей насчитывается от восьми до шестнадцати клапанов (по два или четыре на один цилиндр), есть силовые установки (восьми или двенадцатицилиндровые), у которых количество клапанов – от 24 до 32-х.

Клапан – важная деталь газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя машины, которая располагается в головке блока цилиндров, отвечает за своевременную подачу воздуха в цилиндр и вытеснения из него отработанного газа.

Читайте так же:
Регулировка клапанов на yd22dd

Причем, один и тот же клапан не может выполнять указанные функции, а потому каждый цилиндр оборудован двумя видами клапанов – впускными, которые подают в камеру сгорания воздух, и выпускными, которые выдавливают из этой камеры продукты сгорания топливовоздушной смеси.

Устройство двигателя

Устройство двигателя

Есть двигатели, у которых на один цилиндр приходятся по два выпускных и впускных клапана, а есть такие, где впускных клапанов больше, чем выпускных (трех и пятиклапанные цилиндры). В строении клапана различают две части: тарелку и стержень. Именно стержень клапана и попадает под удар, когда из строя выходит один из элементов газораспределительного механизма.

стержень клапана

В рабочее состояние клапаны приводит распределительный вал, который, вращаясь вокруг своей оси в головке блока цилиндров, поднимает одни и опускает в цилиндры другие клапаны – это так называемые газораспределительные фазы. В свою очередь, распредвал в движение приводит коленчатый вал – оба этих элемента ГРМ связаны между собой приводом, который может быть зубчатым, ременным или цепным. Зубчатая передача вращает распределительный вал в блоке цилиндров, а ременная или цепная – в головке блока цилиндров.

В настоящее время наибольшее распространение получили двигатели, в газораспределительном механизме которых используется ремень или цепь. Ременной тип привода проще по своей конструкции, но менее надежен, чем цепной. Цепной тип привода, в свою очередь, устроен сложнее – в его механизм входят натяжные ролики и успокоители. Мы неслучайно столько внимания уделили деталям газораспределительного механизма – понимание принципа его работы поможет нам в дальнейшем определить причины, по которым гнет клапана.

Почему гнутся клапаны

И у газораспределительного механизма с ременным приводом, и у ГРМ с цепным приводом может настать момент, когда выходит из строя ременная или цепная передача. Обрыв ремня ГРМ или растяжение звеньев цепи ГРМ, которые не в состоянии зацепиться за зубья шестерен распределительного вала (проскальзывание) ведет к тому, что распредвал резко останавливается, а коленчатый вал продолжает свое движение.

обрыв ремня ГРМ

обрыв ремня ГРМ

В этот момент клапаны утапливаются в цилиндр, а им навстречу поднимается поршень. Сила подъема поршня намного больше, чем у опускающихся клапанов, поэтому поршень ударяет по тарелке клапана, а стержень, не выдерживая этого удара, сгибается или даже ломается. Происходит полная остановка двигателя, заводить который снова не рекомендуется, чтобы не спровоцировать более серьезной поломки – выхода из строя поршней, что чревато дорогостоящим ремонтом головки блока цилиндров.

Как определить, что клапана погнулись

Установить на глаз, что при обрыве ремня или проскальзывании цепи ГРМ загнуло клапана, нельзя. Для этого нужно провести две нехитрые операции.

Для начала установим на ролики по меткам новый ремень ГРМ и потихоньку прокрутим коленчатый вал. Достаточно от двух до пяти оборотов чтобы определить, что клапана погнуты: если вращение свободное, то стержни клапанов целы, если затруднено – клапана загнулись.

новый ремень ГРМ

новый ремень ГРМ

Бывает так, что коленвал прокручивается, а клапана все равно загнулись. Как в таком случае определить поломку? Надо замерить компрессию в цилиндрах, предварительно выкрутив свечи зажигания. Если в цилиндре компрессии нет — клапана погнулись.

Как не допустить поломки клапанов

Разберем причины, по которым мог порваться ремень, чтобы понимать, как предотвратить такую поломку.

Причина 1. Истек срок эксплуатации ремня ГРМ. Как и любой другой расходный материал, ремень газораспределительного механизма имеет свой ресурс работы. Производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации указывает срок замены ремня ГРМ – для большинства моторов он наступает при пробеге 100-120 тысяч километров. Надеяться на то, что до этого момента ремень будет служить верой и правдой, конечно, можно, но для пущей верности рекомендуем на каждом плановом ТО проводить осмотр состояния ремня и при необходимости провести его замену. В таком случае мы не допустим его обрыва, и, как следствие, не будем расхлебывать проблемы с загнутыми клапанами.

Причина 2. Использование контрафактного ремня ГРМ. Некоторые автолюбители, желая сэкономить, покупают неоригинальные, дешевые ремни ГРМ, которые рвутся на малых пробегах – 5-7 тысяч километров. Совет – относитесь ответственно к покупке ремня ГРМ, лучше заплатить больше за этот расходник, чем потом раскошелиться на дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров.

Причина 3. Поломка помпы ГРМ. В конструкции газораспределительного механизма некоторых двигателей помпа соприкасается с ремнем, и при выходе из строя этого узла его заклинивает, в результате чего ремень трется о помпу и перетирается, что приводит к его обрыву. Помпа изнашивается на тех же пробегах, что и ремень ГРМ, поэтому при замене ремня рекомендуем установить новую помпу.

Помп

Помпа

Причина 4. Износ распределительного вала. Эта поломка происходит на больших пробегах двигателя (от 150 тысяч км и более), а потому встречается не так часто. Заклинивание распредвала может привести к разрыву ремня ГРМ. Именно поэтому при покупке подержанного автомобиля с большим пробегом настоятельно советуем взглянуть на состояние распредвала.

Читайте так же:
Мотокультиватор нева регулировка сцепления

Износ распредвала

Износ распредвала

Причина 5. Неисправность навесного оборудования привода ГРМ. Ремень газораспределительного механизма движется на роликах, которые тоже могут изнашиваться, заклинивать, что приводит к разрыву ремня и загибании клапанов.

Ролики ГРМ

Ролики ГРМ

Рекомендуем на каждом ТО проверять состояние натяжных роликов, регулярно смазывать и подтягивать их крепления, и при необходимости заменять их новыми.

Хотя двигатели с цепным приводом ГРМ считаются более надежными, бывает, что гнет клапана и у них. Происходит это по двум причинам: звенья цепи растягиваются или выходит из строя навесное оборудование привода (натяжные ролики и успокоители). Основная причина, по которой растягиваются звенья цепи ГРМ – некачественный материал, из которого она изготовлена. Такая беда случилась с двигателями Volkswagen TSI в середине 2000-х годов: немецкий автопроизводитель заказал цепи у недобросовестного подрядчика, и они начали выходить из строя на 20-40 тысячах пробега, провоцируя загибание клапанов. Чтобы у таких моторов не гнули клапана, следует периодически проводить диагностику цепи ГРМ и навесного оборудования и по необходимости менять их на новые.

Помимо этих способов предотвратить загиб клапанов можно, сделав на головках поршней специальные углубления, которые по своим габаритам будут соответствовать стержням клапанов. Если случится обрыв ремня или проскочит цепь, то, при остановке распредвала стержни клапанов не уткнутся в головки поршней, а войдут в углубления и остановятся там. Правда, у этого способа есть и свои минусы: двигатель с такими «тюнингованными» поршнями теряет до семи процентов своей мощности. Готовы ли вы дефорсировать мотор своего «железного коня» ради сохранности клапанов при выходе из строя привода ГРМ?

Прогар клапана

Прогорают клапана из-за неправильной регулировки, чаще всего такая проблема встречается на 8-ми клапанных двигателях, так как там необходимо регулировать клапана. В 16-ти клапанных модификациях двигателей их не регулирует, а процесс регулировки происходит автоматически с помощью масла. Масла поступает в гидравлический толкатель, а тот в свою очередь выставляет необходимый зазор для правильной работы клапана.

Прогорание происходит когда клапан поджат, то есть закрывается не до конца, тем самым горючая смесь попадает в камеру сгорания или выпуска отработанных газов раньше чем должна.

Пролапс митрального клапана

Пролапс митрального клапана

Пролапс митрального клапана – патология, при которой створки клапана продавливаются внутрь левопредсердной полости в момент систолы левого желудочка. При отсутствии нарушений митральный клапан плотно закрыт в момент сокращения желудочка и предупреждает обратный отток крови. При пролапсе часть крови после сокращения возвращается обратно в предсердие. Этот процесс носит название регургитации.

Патология обнаруживается у 2,5-3% людей, т.е. распространенность патологии не очень велика. Чаще всего диагностируется пролапс передней створки митрального клапана.

Факторы риска, каким бывает?

Пролапс митрального клапана не рассматривается как самостоятельная патология. Это синдром, который сопровождает различные заболевания. Точные причины его формирования не выяснены, однако считается, что вызывается патология особенностями строения соединительной ткани. Соединительно-тканная дисплазия приводит к нарушению функционирования всех органов, структура которых представлена соединительной тканью. Помимо клапанов сердца это органы зрения, хрящи, суставы и т.д.

Выделяют несколько типов пролапса митрального клапана в зависимости от степени регургитации:

  • 1 степень. Прогиб створок составляет от 3 до 6 мм, поэтому обратный отток крови происходит в небольшом объеме и не провоцирует серьезного патологического процесса. Считается, что пролапс митрального клапана 1 степени относится к варианту нормы. Он не приводит к развитию негативной симптоматики и обнаруживается случайно. Допускаются физические нагрузки, однако от занятий на силовых тренажерах и тяжелой атлетики следует отказаться.
  • 2 степень. На этой стадии прогиб створок может доходить до 9 мм. Необходимо медикаментозное лечение, направленное на устранение возникающих симптомов. Физические нагрузки необходимо обсудить с кардиологом.
  • 3 степень. Прогибание створок на величину более 9 мм вызывает серьезные нарушения в работе сердечной мышцы. Изменения приводят к расширению левого предсердия, утолщению стенок желудочка. Последствиями таких изменений становится развитие недостаточности митрального клапана и аритмии. При пролапсе митрального клапана 3-й степени требуется хирургическое вмешательство.

Причины

Патология может быть идиопатической или вторичной.

Первичный пролапс митрального клапана является следствием врожденного дефекта соединительной ткани, возникшего вследствие негативного воздействия на плод в период беременности. Это могут быть заболевания, перенесенные беременной, гестозы, профессиональные вредности. В части случаев патология является унаследованной по материнской линии.

К причинам, приводящим к вторичному пролапсу митрального клапана, относятся:

  • ишемическая болезнь сердца; ;
  • ревматизм;
  • миокардит;
  • красная волчанка;
  • травматизация грудной клетки;
  • гипертиреоз.

Симптомы

Для идиопатического и вторичного пролапса характерны свои особенности.

Идиопатический проявляет себя с рождения. Основной симптом – возникновение болей в грудной клетке, которые в большинстве случаев беспокоят после перенесенных эмоциональных нагрузок. Боли носят покалывающий, ноющий характер. Продолжительность их может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней.

Читайте так же:
Как регулировать нагрузку двигателя

Симптоматика идиопатического пролапса митрального клапана тесно связана с работой нервной системы. К признакам, характеризующим патологию, относятся “замирание” сердца, ускорение биения сердца, “перебои” в работе сердечной мышцы. Эти проявления свидетельствуют о повышенной активности работы ЦНС.

Вторичный пролапс возникает после таких перенесенных заболеваний как ангина, скарлатина, ревматическая лихорадка.

Дополнительно могут наблюдаться такие признаки как головокружения, повышенная утомляемость, одышка, учащенное сердцебиение. Лечение пациента проводится в стационаре.

Нужно отметить, что симптомы возникают только при значительной регургитации. Так как происходит заброс части крови обратно, то для обеспечения кровотока сердцу приходится выполнять дополнительную работу. Из-за повышенной нагрузки происходит более быстрый износ тканей. Вследствие этого развивается гипертрофия левого, а затем и правого желудочка. Пациенты жалуются на усиленное сердцебиение, потребность сделать более глубокий вдох, так как ощущают нехватку кислорода.

Диагностика

Оптимальным методом диагностики является УЗИ сердца. Благодаря этому методу можно оценить степень прогибания створок и объем оттока крови. На дисплазию соединительной ткани будут указывать дилатация аорты, ствола легочной артерии, открытое овальное окно.

Также в целях диагностики может проводиться рентгенография. При этом отмечается уменьшение или норма размера сердца, выбухание дуги легочной артерии. На ЭКГ отмечаются нарушения сердечного ритма.

Лечение

Пролапс митрального клапана не всегда требует лечения. Принимать меры целесообразно при возникновении болей и нарушениях сердечного ритма.

Однако даже при легких формах патологии необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдение режима. Следует регулировать не только физические, но и эмоциональные нагрузки. Рекомендованы консультации психотерапевта, обучение техникам самоконтроля. Рабочее время должно быть нормированным, обязательно нужно делать обеденный перерыв. Сон – важнейший из компонентов отдыха, при нарушениях сна показано употребление легких снотворных препаратов.
  • Действия, направленные на общее укрепление организма. Это прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна, закаливающие процедуры.

Когда диагностирован пролапс митрального клапана, лечение проводится с использованием следующих групп препаратов:

  • Адреноблокаторов. Применяются при развитии тахикардии и в качестве профилактического средства, предупреждающего возникновение аритмии. К препаратам этой категории относятся Пропранолол, Атенолол.
  • Магнийсодержащие препараты. Позволяют нормализовать самочувствие пациентов с пролапсом митрального клапана, у которых наблюдаются признаки нарушения работы вегетативной нервной системы.
  • Витамины. Рекомендован прием Никотинамида, Рибофлавина, Тиамина.

Медикаментозная терапия подразумевает также прием препаратов седативного действия. Это может быть пустырник, валериана. Назначение сильнодействующих препаратов обычно не требуется. В ряде случаев назначаются препараты, направленные на нормализацию метаболизма в миокарде.

При повышении артериального давления и аритмиях назначается прием антигипертензивных и антиаритмических препаратов. Для предупреждения развития инфекционного эндокардита назначаются антибиотики.

Хирургическое вмешательство проводится по следующим показаниям:

  • поток регургитации превышает 50%;
  • остаточная фракция выброса менее 40%;
  • давление в легочной артерии превышает показатель в 25 мм рт.ст;
  • объем полости левого желудочка в момент диастолы увеличивается в 2 раза и более.

Хирургическое вмешательство может выполняться 2-мя способами:

  • фиксация створок;
  • установка протеза.

Когда диагностируется пролапс митрального клапана, операция проводится в следующих случаях:

  • при неэффективности медикаментозного лечения;
  • при приступах мерцательной аритмии;
  • при гипертензии в легочной артерии.

Осложнения

Пролапс митрального клапана может привести к развитию ряда осложнений. К ним относятся:

  • Митральная недостаточность. При ней наблюдается нарастание регургитации. В таких случаях пролапс митрального клапана симптомы имеет аналогичные признакам сердечной недостаточности: появляется одышка, слабость, наблюдается снижение работоспособности.
  • Инфекционный эндокардит. Изменение структуры клапанов приводит к повышению риска поражения инфекцией. Воспалительный процесс внутреннего слоя сердца усугубляет ситуацию и усиливает имеющиеся деформации, вплоть до формирования порока сердца.
  • Патологии неврологической природы, вызванные эмболией церебральных сосудов.
  • Летальный исход. Нестабильная работа сердца и выраженные аритмии могут привести к смерти пациента.

Прогноз

Пролапс митрального клапана 1-2 степени, как правило, протекает без осложнений и не требует придерживаться серьезных ограничений. Ограничивать следует только физические нагрузки. В таких случаях прогноз является благоприятным и не создает угрозы жизни пациента.

Пролапс третьей степени опасен развитием осложнений, поэтому прогноз при этом диагнозе ухудшается.

Профилактика

Даже с учетом того, что диагноз пролапс митрального клапана часто является врожденной патологией, можно снизить риск ухудшения ситуации.

Пациент должен состоять на учете у кардиолога. Все нагрузки, в том числе и связанные с работой, должны быть согласованы со специалистом.

Обследования для контроля состояния проводят регулярно: электрокардиограмму делают 1 раз в полгода, ЭхоКГ – 1 раз в год.

В профилактике любых сердечно-сосудистых заболеваний большую роль играет правильное питание. Необходимо ограничивать жирное, жареное, продукты, употребление которых приводит к повышению артериального давления. Прием медикаментов также должен быть согласован с врачом.

Важно уделять внимание терапии инфекционных заболеваний и следить за тем, чтобы лечение было доведено до конца.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector