Система смазки двигателя д-245 схема
Система смазки двигателя д-245 схема
Система смазки двигателя Д-245 и ее комплектующие
Система смазки двигателя Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок — комбинированная (рис.1): часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.
Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни, шатунный подшипник коленчатого вала компрессора, механизм привода клапанов (коромысла) и подшипник вала турбокомпрессора двигателя смазываются под давлением от масляного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и привод топливного насоса смазываются разбрызгиванием.
На дизелях с установленным полнопоточным центробежным масляным фильтром — схема системы смазки в соответствии с рисунком 1а.
Рис.1а — Система смазки дизеля Д-245 1 — картер масляный; 2 – форсунки охлаждения поршней; 3 — вал коленчатый; 4 — вал распределительный; 5 — шестерня промежуточная; 6 — горловина маслозаливная; 7 — пробка масляного картера; 8 — маслоприемник; 9 — насос масляный; 10 – радиатор масляный; 11 – клапан редукционный; 12 – фильтр масляный; 13 – клапан перепускной; 14 – клапан предохранительный; 15 – датчик давления; 16 – турбокомпрессор; 17 – компрессор; 18 – топливный насос высокого давления; 19 – масляный канал оси коромысел, Масляный насос Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок — шестеренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного подшипника. Масляный насос подает масло по патрубку и каналам блока цилиндров в центробежный фильтр 12, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения и по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрессора 16. Из масляного радиатора масло поступает в магистраль дизеля. В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный 11, сливной 13, предохранительный 14 клапаны.
При пуске двигателя непрогретое масло вследствие большого сопротивления радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в магистраль двигателя, минуя радиатор. Предохранительный клапан (клапан центробежного фильтра) служит для поддержания давления масла перед ротором фильтра 0,8 Мпа. При повышении давления выше указанного часть неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля. Редукционный и предохранительный клапаны не регулируемые. На работающем двигателе категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и предохранительного клапанов.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25…0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер. Из главной магистрали двигателя по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале Д-245 масло поступает ко всем шатунным подшипникам.
От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу. Детали клапанного механизма Д-245 смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.
К пневмокомпрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля. На дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр -элементом и масляным радиатором в составе транспортного средства,- схема системы смазки в соответствии с рисунком 1б.
Рис.1б — Система смазки двигателя Д-245 с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником (ЖМТ) 1 – картер масляный; 2 – форсунки охлаждения поршней; 3 – вал коленчатый, 4 – вал распреде-лительный; 5 – шестерня промежуточная; 6 – горловина маслозаливная; 7 – пробка масляного картера; 8 – маслоприемник; 9 – насос масляный; 10 – жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ); 11 – клапан перепускной; 12 – фильтр масляный; 13 – клапан перепускной; 14 – клапан предохранительный; 15 – датчик давления; 16 – турбокомпрессор; 17 – компрессор; 18 — топливный насос высокого давления; 19 – масляный канал оси коромысел. Масляный насос Д-245 через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
Из масляного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения. Из масляного радиатора масло поступает в масляную магистраль. При пуске двигателя на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла через масляный фильтр превышает 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан 13 масляного фильтра, перепускной (радиаторный) клапан 11 масляного радиатора также открывается, и масло, минуя масляный фильтр и масляный радиатор, поступает в масляную магистраль. В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля. На дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником — Масляный насос Д-245 через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в жидкостно-масляный теплообменник, а затем в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления. Из масляного фильтра очищенное масло поступает в масляную магистраль дизеля. Перепускные (редукционные) клапаны установлены:
— в корпусе жидкостно-масляного теплообменника — 11 (значение давления срабатывания – 0,15 МПа);
— в масляном фильтре — 13 (значение давления срабатывания – 0,15 МПа); При пуске двигателя на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла в жидкостно-масляном теплообменнике превышает значение 0,15…0,2 МПа, перепускной клапан открывается, и масло, минуя жидкостно-масляный теплообменник, поступает в масляный фильтр, а при сопротивлении в масляном фильтре 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан масляного фильтра и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль. Перепускные клапаны нерегулируемые. Рис.2 – Регулировка давления масла двигателя Д-245 1 – фильтр масляный; 2 – корпус масляного фильтра; 3 – пробка редукционного клапана; 4 – про-кладка пробки; 5 – пробка регулировочная; 6 – отвертка; 7 — жидкостно-масляный теплообменник; В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
В случае чрезмерного засорения фильтровальной бумаги, когда сопротивление масляного фильтра становится выше 0,13…0,17 МПа, перепускной клапан масляного фильтра также открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль. Из главной магистрали по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале масло поступает ко всем шатунным подшипникам.
От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу. Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу. К компрессору двигателя масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.
Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, подключенной на выходе из корпуса масляного фильтра. Из подшипникового узла турбокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.
Что создает давление масла в системе
За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.
Схема работы масляного насоса.
Конструктивно эти устройства могут различаться, но принцип действия у них един – блок из двух шестерен засасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет в систему через масляный фильтр. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления выше максимального заданного значения. Он называется редукционным.
Какие проблемы с системой смазки могут иметь место, в чем их причины и как с этим бороться, рассмотрим далее.
Загорелась лампочка низкого давления масла
Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для мотора является ситуация с недостаточными показаниями. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой пониженного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?
- Лампа давления масла обязана гореть при включенном зажигании и остановленном моторе. Если она вовсе не загорается, надо заменить контрольную лампу в приборной панели.
- Если контрольная лампа не погасла при еще работающем моторе, его необходимо немедленно остановить и проверить уровень смазки щупом. Если он ниже минимального, то нужно просто добавить жидкость до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем запрещается любым производителем, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали.
Если параметр соответствует норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет, то разбираться с проблемой будет сложнее и точно потребуется обращение в сервис.
Шестерня масляного насоса, поврежденная эксплуатацией с низким уровнем масла.
Неисправность датчика давления масла
Давление масла на холостом ходу (примерно при 800 – 900 об/мин) не должно быть менее 0,5 кгс/см2. Датчики для измерения аварийного давления масла бывают с различным диапазоном срабатывания: от 0,4 до 0,8 кгс/см2. Если на автомобиле установлен датчик с величиной срабатывания 0,7 кгс/см2, то даже при 0,6 кгс/см2 он будет включать контрольную лампу, сигнализирующую о как бы аварийном давлении масла в моторе.
Чтобы понять, виноват в загорании лампочки датчик давления масла или нет, нужно повысить обороты коленчатого вала до 1000 оборотов в минуту на холостом ходу. Если лампочка погаснет, то давление масла в двигателе в норме. Если нет, то необходимо обратиться к специалистам, которые измерят давление масла манометром, подсоединив его вместо датчика.
От ложных срабатываний датчика помогает прочистка. Нужно отвернуть его и тщательно прочистить все масляные каналы, ведь причина ложных срабатываний датчика может быть в засорениях.
Почему пропало давление масла в двигателе? Как его искать?
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, почему пропало давление масла в двигателе и приведу пошаговый алгоритм по поиску причины этого. Рассматривать будем самые распространенные двигатели — ВАЗ, ЗМЗ и УМЗ, но сам алгоритм приемлем к любому двигателю внутреннего сгорания.
Как проявляется потеря давления?
Перед каждым запуском двигателя мы наблюдаем моргание сигнальных лампочек на приборной панели. О низком давлении масла сигнализирует вот эта лампа:
В нормальных условиях, она погаснет спустя 2-3 секунды после запуска двигателя.
Если это не произошло, или, ещё хуже, лампа загорелась в процессе движения это повод насторожиться.
Контрольная лампа отсутствия давления в системе смазки загорается при снижении давления меньше 0.7 кг/см. В исправной системе смазки такое давление будет поддерживаться даже на оборотах холостого хода.
Если лампа загорелась на холостом ходу, на прогретом двигателе, допустимо выполнить перегазовку. Если, при повышении оборотов, лампа тухнет, можно доехать до места ремонта без печальных последствий. Если лампа не тухнет, даже при перегазовке, лучше вызвать буксир или эвакуатор.
Если поездить на автомобиле без давления в системе смазки, сначала у вас застучат гидрокомпенсаторы, а чуть позже выплавляется, вкладыши на коленчатом валу или двигатель заклинит.
Езда без давления в системе смазки это гарантированный путь на сервис для капитального ремонта двигателя или замены его контрактным.
Как устроена система смазки?
Проще всего понять устройство системы смазки двигателя, посмотрев вот это видео:
Как видно, насос, из картера забирает масло и, через фильтр, подаёт его на шейки коленчатого и распределительного вала, а стенки цилиндров, приводные шестерни и днища поршней смазываются и охлаждаются посредством разбрызгивания. Никаких космических технологий, все просто.
На всех двигателях, которые я видел, датчики давления масла располагались после масляного фильтра. Сделано это для большей надёжности и снижения вероятности засорения.
Как измеряется давление масла?
Существует два типа датчиков — индикаторный для лампы, о том, что давление ниже критического, и измерительный для числовой индикации.
Вот так устроен индикаторный датчик:
Как видите, мембрана подпирается пружиной и пока давление от пружины выше, чем давление масла в магистрали, контакты датчика замкнуты и индикаторная лампа горит. Когда давление масла превышает силу пружины, контакты размыкаются и лампа тухнет.
Этот тип датчика работает десятилетиями.
Вот продольный распил измерительного датчика:
Как видите, он устроен несколько сложнее, в его конструкции есть реостат, и мембрана связана с его осью механически. Естественно, при долгой работе, контакт в реостате изнашивается и стрелка падает на 0. Обычно этот тип датчиков служит 2-3 года активной эксплуатации, после у них или изнашивается реостат или продавливается мембрана….
Такой вот заговор производителей датчиков.
Как искать причину, по которой пропало давление масла в двигателе?
Тут все очень просто, если в автомобиле есть стрелочный и сигнальный индикатор давления.
Если стрелочного индикатора нет, лучше измерить давление масла механическим манометром.
Делается это вот так:
Наборы для измерения давления продаются в автомагазинах и есть в большинстве автосервисов.
Если давление масла пропадало постепенно.
Т.е. лампа давления масла, сначала помаргивала при трогании с места и на холостом ходу, потом она начала явно гореть в полную силу.
Причин такого поведения всего четыре:
- Плохое масло;
- Попадание бензина или антифриза в масло и его разжижение;
- Грязь на сетке заборника масляного насоса;
- Механический износ двигателя.
Плохое масло.
Это самая распространенная причина потери давления. Нарваться на подделку можно на любом масле, любого производителя. Относительно безопасно покупать масла «Лукойл» на их фирменных заправках т.к. эти масла не дороги и нет смысла их подделывать. Но если вы выбрали этот путь, то меняйте масло чаще.
Проверяется масло просто — если у вас есть опыт, достаточно достать щуп и растереть масло на пальцах.
В молодые годы, автор этой статьи, жил в Свердловской области в 250 км. От г. Екатеринбург. Поменял масло, и поехал. По приезду обратно давление масла в двигателе снизилось с 4 кг/см до 1.5 на 3000 оборотов двигателя, а на холостом ходу зажигалась сигнальная лампа.
Все проблемы ушли после замены масла, но максимальное давление снизилось т.к. двигатель поработал на плохом масле.
Отсюда урок — масло перед дальней поездкой лучше менять за 2-3 недели, чтобы не рисковать.
Попадание бензина или антифриза в масло.
Это вторая по распространенности причина разжижения масла. Ещё 15 лет назад, эта причина была номером один т.к. при карбюраторной системе питания, при прорыве мембраны бензонасоса, бензин напропалую бежал в масло и разжижал его. К счастью эти времена давно в прошлом.
На инжекторном моторе так бывает только тогда, когда не работает один из цилиндров, а форсунки не герметичны.
Грязь на сетке маслозаборника.
Если двигатель эксплуатировался на некачественном масле, и оно редко менялось, возможен такой вариант, когда нагар, попадая в поддон, забивает сетку масляного насоса. Выглядит это вот так:
Решение только одно — снимать поддон двигателя и чистить. А после этого, сменить тип масла и уменьшить интервал его замены.
Механический износ двигателя.
Тут без разборки двигателя и его дефектовки, установить причину будет невозможно.
Но для большинства моторов о необходимости этой процедуры говорят:
- Пробег более 200000 км, особенно по пробкам.
- Эксплуатация без своевременной замены масла.
Если повезёт — ремонт потребуется только масляному насосу.
Если не повезет, ремонт потребуется всему двигателю. Возможно, целесообразнее его целиком заменить на контрактный.
Если давление масла пропало сразу.
Внимание — то, что у вас загорелась сигнальная лампа отсутствия давления, не означает, что давления физически нет. Возможно, отказал датчик или переломился провод. Сначала проверьте исправность датчика и проводки. (Датчик проверяется заменой т.к. стоит копейки.)
Давление масла сразу пропадает всего по 4 причинам:
- Срезало грани на приводе масляного насоса.
- В открытом положении заклинил редукционный клапан
- Забилась или лопнула главная масляная магистраль ( сталкивался на ЗМЗ 402)
- Физически в поддоне нет масла, например, если его пробили.
Срезало грани на приводе масляного насоса.
Если долго не менять масло и довести его вот до такого состояния:
Или если нарваться на некачественное масло, то в мороз, высока вероятность поломки штока привода масляного насоса. Сам насос, зачастую, приводится в движение через шестигранник диаметром 6-8мм. Он не отличается большой прочностью и на раз ломается или закатывается при большом усилии.
Заклинил редукционный клапан в открытом положении.
Редукционный клапан — это главное устройство задающее верхний предел давления. Когда масло очень густое, например в момент запуска двигателя, оно без труда может продавить резинку под корпусом масляного фильтра или даже сам фильтр.
Сам клапан устроен предельно просто — это конус подпираемый пружиной:
Главная проблема этого клапана — масло через него идёт не фильтрованное и если малейшая песчинка или стружка попадет в клапан, он перестанет плотно закрываться и двигатель резко потеряет давление масла, особенно на горячую.
Диагностику, без снятия поддона, и разборки масляного насоса провести невозможно.
Забилась или лопнула главная масляная магистраль.
Что она может лопнуть, я видел собственными глазами. На двигателе ЗМЗ 402, с огромным пробегом, лопнула, по сварному шву, подающая трубка масляного фильтра. Но там, у системы фильтрации масла очень специфическая конструкция:
Естественно, при этой неисправности в моторном отсеке все покрылось слоем масла и не понять, что случилось, было невозможно.
Про то, что масляная магистраль может забиться, я читал только в теории. Своими глазами не видел. Сталкивался с тем, что забивало отдаленные каналы в ГБЦ, но при этом давление масла в системе оставалось, так как датчики давления стоят, в большинстве случаев, сразу после фильтра.
Нет масла в поддоне.
Если долго не следить за уровнем масла или пробить поддон двигателя ударившись днищем, возможна такая ситуация, что уровень масла снизится ниже уровня заборника масляного насоса и он просто перестанет подавать масло в систему.
Если на дорогих автомобилях есть сигнальная лампа о снижении уровня масла, на дешевых автомобилях только простой щуп.
Если вы ударились днищем, а под машиной появилась лужа масла — вызывайте эвакуатор и езжайте в сервис.
Если у вас нет привычки, раз в неделю-две, проверять уровень масла, а в процессе езды вы заметили моргание сигнальной лампы отсутствия давления, например при торможении и поворотах, остановитесь, заглушите двигатель и через 2-3 минуты, щупом проверьте уровень масла. Очень вероятно, что щуп окажется «сухим».
В этом случае можно долить масло и ехать дальше (если конечно оно у вас с собой есть).
Популярный миф — давление масла может пропасть из-за забивания масляного фильтра.
Посмотрите устройство масляного фильтра:
При забивании фильтрующей шторы грязью выше определенного предела, в фильтре просто откроется специальный клапан и масло без фильтрации и потери давления пойдет в систему смазки.
Если своевременно менять масло, эта ситуация невозможна!
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы на тему почему пропало давление масла в двигателе или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
Как устроен масляный датчик и почему он может выйти из строя
Теперь рассмотрим ситуацию, если Вы находитесь в дороге, и сработал индикатор низкого давления. Самым первым делом необходимо остановить транспортное средство и заглушить мотор. Как только он остынет, придется проверить уровень смазки в системе. Для этого под капотом есть специальный измерительный щуп. Его обтирают насухо и погружают на прежнее место. Вполне возможно, что уровень окажется ниже минимальной отметки. Значит, где-то происходит подтекание или разгерметизация соединений.
Снова трогаться в путь можно только после доливки масла в двигатель. Если лампа продолжает гореть после запуска и не гаснет впоследствии, есть смысл подумать о буксировке автомобиля на ближайшее СТО или к проверенному автомеханику. Дело может оказаться достаточно серьезным, поэтому желательно провести обследование в спокойной обстановке.
Поскольку мы уже говорили о том, что причины низкого давления могут быть связаны с неисправным датчиком, то нелишне будет понять принцип работы этого устройства. Внутри него расположены определенные контакты. До момента включения зажигания давления в системе не наблюдается, поэтому контакты замкнуты. При повороте ключа и включении зажигания, но до момента запуска стартера, контрольная лампа должна гореть. Если этого не происходит, значит, возможна какая-то неисправность. Может быть, просто перегорела сама лампочка, а может быть, произошел обрыв контактов или вышел из строя сам датчик. Как только мы запускаем двигатель, происходит размыкание контактов, приводящее к гашению лампочки.
Диагностика неисправностей
Редукционный клапан чаще всего выходит из строя по двум основным причинам. Первая — его неспособность поддерживать в системе нормальное давление. Это обычно связано с механическими повреждениями составляющих его элементов. Чаще всего выходит из строя пружина. За время эксплуатации она растягивается и не может удержать клапан, который открывается даже при незначительном изменении давления. Это, в свою очередь, приводит к недостатку масла в двигателе и выходу из строя других его узлов и деталей.
Такая ситуация встречается в случаях, если:
- продолжительность работы клапана без замены превышает срок, регламентированный производителем;
- в клапан установлена пружина от другой конструкции;
- пружина или сам клапан установлены неправильно.
Вторая причина выхода из строя клапана — превышение давлением масла максимально допустимого значения. Низкое качество масла и его нерегулярная замена приводит к накоплению на корпусе редукционного клапана и масляного насоса грязи и последующему заклиниванию входного отверстия в корпусе механизма. Таким образом, несвоевременная замена масла может привести к капитальному ремонту двигателя.
Работоспособность редукционного клапана проверяется по уровню давления масла. При избыточном уровне на корпусе двигателя появляются следы вытекающего масла. Недостаточное давление определяется с помощью жидкостного манометра. Оптимальные значения давления можно найти в технической документации на автомобиль, причём эти значения индивидуальны для каждой марки и модели авто. Так, на «Таврии», клапан масляного насоса срабатывает при давлении 0,55 МПа. Аналогичные показатели у многих автомобилей семейства ВАЗ.
Видео: измерение давления масла
Способы борьбы с избыточным давлением в масляной системе
Каждая болезнь проявляется определёнными симптомами. В соответствии с ними разрабатывается специальная методика лечения недуга.
Методы борьбы с высоким давлением масла в силовой установке подбираются исходя из причин его появления:
- при несоответствующей вязкости потребуется замена смазки с учётом условий эксплуатации агрегата, температурного режима в том числе;
- устранение засорений в маслопроводящих каналах и прочих элементах системы осуществляется с использованием специальных средств, представленных на современном рынке в огромном количестве. Также необходимо периодически очищать или заменять смазочные фильтры;
- регулярные технические осмотры способствуют своевременному обнаружению неисправностей в клапанах системы. Неподходящие или вышедшие из строя детали подлежат немедленной замене. При этом каждый элемент должен подбираться индивидуально, с учётом особенностей конструкции конкретного силового агрегата.
Как видно, ничего сложного в предотвращении избыточного давления моторной смазки в масляной системе двигателя нет. Даже неопытный автолюбитель может справиться с ним самостоятельно. А в случае появления подобной ситуации собственноручно выполнить достаточно простые манипуляции по устранению проблемы, наподобие замены маслянистой субстанции или непригодных к нормальному использованию деталей.
Как определить неисправность масляного насоса
Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.
Как проверить масляный насос, не снимая
Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.
Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.
На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.
Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.
Сетка маслоприемника
Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.
Проверка редукционного клапана
Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.
В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.
Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.
Корпус и шестерни насоса
Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.
Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса
Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.
Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.
Выработка на шестерне маслонасоса
Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.
В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.
Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.
Дополнительные советы
Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.
При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.
Заключение
Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.
Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.