Как устранить неисправности и сделать регулировку ГУРа на МТЗ: рассказываем подробно
Чугунный корпус ГУРа МТЗ 80 (82) размещён на переднем брусе рамы между передней фронтальной стенкой капота и радиатором охлаждения дизеля машины. Узел представляет собой механизм с червячным редуктором, оснащённый автономной гидросистемой с золотником управления потоками рабочей жидкости, шестерёнчатым гидронасосом левого вращения НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовым цилиндром двухстороннего действия и предохранительным клапаном. Гидронасос системы приводится от шестерни газораспределения двигателя.
В корпусе усилителя установлен червяк, связанный витками с сектором и свей торцевой частью с золотником распределителя узла. На концах золотника стоят упорные подшипники, в которые под давлением пружин упираются плунжеры. Одновременно наружными сторонами плунжеры упираются в корпусные детали распределителя. Плунжеры и пружины через подшипники удерживают золотник в нейтральном положении. При вращении рулевого колеса червяк витками начинает передвигать сектор, поворачивая вал сошки. Возникающее сопротивление колёс передаётся через механизм на червяк, образуя усилие, передвигающее его в осевом направлении вперёд или назад в зависимости от направления поворота. Своим смещением червяк взаимодействует с золотником распределителя узла передвигая его относительно оси . Таким образом, золотник управляет потоками масла под давлением. При движении прямо золотник распределителя подпружиненный пружинами стоит в нейтральном положении, давление подаваемое насосом, сбрасывается в корпус усилителя, являющийся гидробаком системы.
Схема работы распределителя при повороте вправо и влево
Вращением рулевого колеса червяк перемещает золотник, открывающий своими поясками магистрали полостей силового цилиндра. При этом в зависимости от стороны поворота одна полость связана с магистралью, подающей масло под давлением, другая со сливом. Золотник падает давление в полость цилиндра только во время непосредственного вращения рулевого колеса. С остановкой руля червяк перестаёт действовать на золотник распределителя, который под усилием пружин занимает нейтральное положение, сбрасывая масло в сливную полость.
Поршень цилиндра 25 взаимодействует через шток с рейкой 14, связанный с сектором 12. При подаче золотником давления в одну из полостей шток передаёт усилие рейке передвигающий сектор, облегчая вращение вала 28, связанного с сошкой 13. Рабочее давление в гидросистеме равно 2-4 мПа. Поворачивая руль до максимального угла поворота — давление достигает своего максимального значения 8 мПа и ограничивается предохранительным клапаном 7.
Ощущение «Чувства дороги» водителя сопротивления повороту при управлении обеспечивается давлением от нагнетательного канала в полостях с пружинами, действующих на плунжера. При управлении без усилия-червяк не взаимодействует с золотником и гидросистема не участвует в усилении.
Дополнительно узел оборудован датчиком автоблокировки дифференциала размещённый в упоре рейки. В состав устройства входит золотник 21, поворотный кран 18 с маховиком, толкателя и щупа 20. Нерегулируемый редукционный клапан поддерживает в гидросистеме блокировки давление 0,7- 0,9 мПа. Устройство обеспечивает блокировку дифференциала при движении прямо и автоматически выключает её при повороте колёс больше 8 ̊.
Насос-дозатор МТЗ: эффективное и простое управление трактором
Техническое обслуживание рулевого управления МТЗ, МТЗ заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса. Только после этого возможен его монтаж в непосредственно систему техгидроусиления.
Скорее всего золотник подает состав на тот цилиндр, который должен быть без состава.
Смазка шарниров производится через пресс-масленки в конических пальцах Затем зажать насосный элемент в тисках при помощи штуцеров и опустить.
Если его мало, то эффективность работы насоса технического дозатора будет значительно снижена. Механизм включает гидрораспределитель, героторный дозирующий узел и клапаны: по два противоударных, антикавитационных и обратных, а также один предохранительный.
На тракторах с ГОРУ используется гидравлический привод блокировки дифференциала заднего моста с краном управления Б в литературе встречаются такие названия — кран блокировки заднего моста ГОРУ Б или кран МТЗ блокировки дифференциала ГП , расположенным под наклонной частью основания кабины.
Смазка шарниров производится через пресс-масленки в конических пальцах Установить механизм в систему гидравлического устройства усиления.
Для установки используют потайные болты.
В крышке 11 установлен грязесъемник 13, уплотнения штока 14 и 15 и направляющие кольца 16, исключающие трение штока и крышки.
Обзор насоса дозатора МТЗ
Достоинства и недостатки гидроусилительных и гидрообъемных систем рулевого управления
Достоинствами оснащенных гидроусилителями систем рулевого управления перед механическими являются:
- Меньшее время отклика на управляющее воздействие руля;
- Амортизация возникающих во время движения машины ударов и вибраций;
- Высокий коэффициент полезного действия при преобразовании вращения рулевого колеса в поворотное движение колес.
К преимуществам гидрообъемной системы рулевого управления перед гидроусилителями руля относятся:
- Меньший в сравнении с гидроусилителем уровень физических усилий оператора, необходимый для поворота трактора;
- Отсутствие люфтов при управлении направлением движения машины;
- Небольшой вес дозаторного насосного устройства;
- Возможность установки элементов гидрообъемной системы в различных частях трактора.
Общий недостаток таких гидравлических систем – необходимость использования в них исключающих утечки рабочей жидкости высококачественных материалов и соединителей.
Материал по теме: Как выбрать масло для гидравлики
Принцип работы
Работа насоса дозатора заключается в подаче рабочей жидкости в полость рабочего цилиндра при появлении управляющего воздействия.
Схема работы насоса дозатора рулевого управления выглядит так:
НД подает масло к гидроаккумулятору, а в дальнейшем в маслобак. Во время движения МТЗ по прямой гидравлические цилиндры перекрыты поясками золотника. В следствии масло закачиваемое питающим насосом, идущее к насосу-дозатору, им не задействуется, а поступает в маслобак.
При повороте рулевого колеса происходит смещение золотника. Это приводит к тому, что масло, попадает в насос дозатор МТЗ, а он распределяет жидкость пропорционально углу поворота руля. Масло давится в нужный поворотный цилиндр. Благодаря этому процессу колеса трактора поворачиваются в ту или иную сторону.
Если управляющее воздействие на руль отсутствует, то приводной вал свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса сразу в дренаж. Таким образом оборудование не реагирует на воздействие дороги на колеса.
Если двигатель не работает, то при повороте руля насос-дозатор всасывает масло и передает его в соответствующую повороту полость цилиндра. Это обеспечивает поворот колес. Но в этом случае усилие на руле сильно возрастает.
Устройство насоса дозатора
Конструктивно насос дозатор рулевого управления МТЗ состоит из:
качаущего узла – зона I;
распределителя – зона II;
обратного клапана – 9;
двух противоударных клапанов – 7;
предохранительного клапана – поз. 6;
двух противовакуумных клапанов — поз. 8.
Зона I представляет собой героторный качающий узел, который состоит из:
1 – статора;
2 – ротора;
3 – золотника;
4 – приводного вала.
Ротор представляет собой зубчатый элемент, расположенный внутри статора. Работа ротора позволяет осуществлять перекачивание мала при поворотах руля. Передача движения золотника на ротор осуществляется с помощью приводного вала 4. Один конец приводного вала крепится к ротору с помощью шлицевого соединения, а другой конец вала вставляется в золотниковую пару.
Зона II – это распределитель, который состоит из:
10 – корпуса
5 – гильзы
3 – золотника
Корпус распределителя литой, в него устанавливается наружная гильза 5 и золотник 3. Эти две цилиндрические детали устанавливаются одна в другую и крепятся на упорном подшипнике.
Работа золотника связана с поворотом вала руля. Открытие каналов золотника происходит при смещении цилиндров друг относительно друга.
Для обеспечения защиты насоса-дозатора от перегрузок предусмотрены предохранительные клапана (поз. 6, 7, 8).
Первый предохранительный клапан насоса дозатора поз. 4 выполняет функцию защиты насоса от воздействия высокого давления. Такой клапан ограничивает возможное максимальное давление до величины в 150 кгс/см 2 (или 15 МПа)
Второй тип клапанов противоударные поз.6. Их функция – защита гидросистемы от скачков давления, которые появляются при ударном воздействии дороги, таком как кочки и выбоины, на колеса машины. Противоударные клапаны настраиваются на давление в пределах 210 кгс/см 2 .
Третий тип клапанов — противовакуумные поз.7. Назначение этого узла заключается в обеспечении подпитки противоположной полости гидроцилиндра после срабатывания противоударного предохранительного клапана. Противовакуумный клапан насоса дозатора необходим для предотвращения появления кавитации.
Установка
Насос дозатор устанавливается на сельскохозяйственные машины, скорость движения которых ограничена 50 км/час.
Фактически установка насоса дозатор МТЗ представляет собой замену системы гидравлического управления руля (ГУР) на систему гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ).
Комплект ГОРУ на насос дозатор МТЗ включает:
два рычага;
дозирующий насос с переходником;
гидроцилиндр с кронштейном;
каналы высокого давления;
усиленная рулевая тяга.
Для выполнения самостоятельной установки необходимо:
Шаг 1 – демонтировать крышку ГУР. Для этого снимаются рычаги управления, затем пластины пыльников, после чего снимаются уплотнительные элементы и сами пыльники. Далее снимается крышка и золотники.
Шаг 2 – Выполняется осмотр подшипников и заменить их при необходимости на новые.
Шаг 3 – Демонтировать червяк и установить на его место вал дозатора
Шаг 4 – Подключение насоса дозатора.
Рулевой насос дозатор МТЗ оборудован четырьмя отверстиями, схема подключения которых выполняется в соответствии с маркировкой:
P – канал для подачи масла под давлением от гидросистемы.
T – канал для отвода масла в дренаж.
L – канал соединяющий трубопроводы с полостями цилиндров для поворота налево.
R – канал соединяющий трубопроводы с полостями цилиндров для поворота направо.
Шаг 5 – после подключения необходимо выполнить проверку работы оборудования.
Неисправности и ремонт
Насколько бы не был надежен каждый узел машины, рано или поздно ему может потребоваться замена или ремонт. Чтобы правильно выполнить ремонт насоса дозатора и определить неисправность необходимо знать признаки каждой поломки.
Неисправность: неравномерная работа переднего моста
Причина 1: смещение оси поворотного вала
Причина 2: зазоры в узле рулевого управления
Проблема: необходимо приложить большое усилие, чтобы повернуть руль.
Решение 1: проверить уровень масла в дозаторе и при необходимости долить.
Решение 2: большое количество воздуха в системе. Необходимо выполнить воздухоудаление.
Неисправность: самопроизвольный поворот руля.
Причина: неисправность золотника. Корректное положение золотника зависит от работы двух вытягивающих его пружин. В случае неисправности одной из них происходит постоянная подача масла в одну из полостей и вследствие этого поворот руля.
Проблема: При повороте руля налево, колеса поворачиваются направо и наоборот.
Решение: проблема заключается в ошибки подключения трубок к насосу дозатору и гидроцилиндру трактора. Необходимо пере подключить трубки с маркировками L и R.
Регулировка рулевой колонки ГАЗ 3309
Полезные советы по ремонту автомобилей своими руками .
Рекомендации мастеров автосервисов и опытных авто владельцев . Полезные советы по ремонту автомобилей для простых водителей и профессионалов.
Вся необходимая информацию о ремонте и техобслуживании вашего автомобиля доступна в
электронных книгах и обычных печатных изданиях .
Электронные руководства удобно использовать на компьютере , смартфоне или планшете . Они всегда будут у вас под рукой .
Ремонт рулевого управления
Ремонт рулевого управления.
Регулировка рулевой колонки на газ 66
Сначала все раскрутил ,затем выбил червяк и подшипники через низ.Затем запресовал нижни подшипник через…
Что в нутри ГУРа ГАЗ 3309 ? (1ч)
Гур газ 3309 евро 4. Устройство золотников перепускания масла для рулевого гидроцилиндра на балке. Купить…
ГАЗ-66. Регулировка рулевого редуктора
Показан процесс диагностики и регулировки рулевого редуктора.
ГУР ГАЗ 3309. Работа золотников и цилиндра. Купить:89182773197 ватсап, вибер.
т.89182773197. пишите на ватсап, вибер. Данный эксперимент дает понять, что нагрузка на руль при управлении миним…
Газ 3309 АП18.
Всем привет мой канал создан для того чтобы показывать людям всю правду о нашей жизни и что вокруг да около…
Газ 3308 ремонт #17 ответы
Газ 3308 замена стремянок https://youtu.be/lIVGzpl1Jyk?t=612 как делают другие …
«Супер руль» на газон готов.
Первые испытания рулевого управления.
Газ 3308 ремонт #14 ответы
АндрейКараульщиков как стоят трубки https://youtu.be/fOuVSm_c1Y8?t=985 Подарок от Паши https://youtu.be/JWDaZptTXlM?t=2 Установка КПП…
гур 4331 сборка, регулировка, стенд
Сборка и стенд ГУРа 4331.
Смотрите видео » Регулировка рулевой колонки ГАЗ 3309 «.
Делимся своим опытом ремонта автомобиля . Большая подборка видео роликов по теме » Регулировка рулевой колонки ГАЗ 3309 «.
Более подробную информацию о ремонте и обслуживании вашего автомобиля вы найдёте в
электронных книгах и обычных печатных изданиях .
Для тех , кто привык пользоваться обычными печатными изданиями , рекомендуем купить руководства по ремонту автомобилей в интернет магазине издательства Легион-Автодата
Магазины автолитературы :
krutilvertel — Электронные книги типографского качества в формате PDF
autodata — Интернет-магазин издательства Легион-Автодата
Регулировка шестерни привода
При неполном включении шестерни привода или после работ по её замене необходимо откорректировать положение для полного зацепления. Выполняют следующее:
- рукоятку насоса опускают в нижний паз пластины;
- немного ослабляют болты крепления;
- запускают мотор на минимальную частоту;
- проворачивают рукоятку в пластине, пока она не коснётся шестерни. При этом раздастся характерный звук;
- рукоятку с пластиной опускают.
Важно плотно затянуть болты после окончания регулировки, чтобы избежать разбалансировки шестерни.
Обслуживание и регулировка рулевого управления УАЗ вагонной компоновки без гидроусилителя (ГУР) руля.
Обслуживание и регулировка рулевого управления без гидроусилителя (ГУР) руля на автомобилях УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 заключается в периодической подтяжке болтов крепления рулевого механизма к кронштейну, проверке крепления пальцев рулевых тяг, сошки, рычага поворотного кулака, проверке свободного хода руля, регулировке рулевого механизма, смазке шарниров рулевых тяг и при необходимости доливке масла в картер рулевого механизма.
Обслуживание и регулировка рулевого управления УАЗ вагонной компоновки без гидроусилителя (ГУР) руля.
При появления зазоров в шарнирах рулевых тяг необходимо завернуть до упора его заглушку, а затем отвернуть ее на 1/2 оборота и в этом положении закернить. Первую подтяжку крепления рулевого механизма надо произвести через 500 километров пробега нового автомобиля, в дальнейшем в соответствии с требованиями сервисной книжкой.
В картер рулевого механизма всесезонно заливается трансмиссионное масло SAE 85W, SAE 90 по API GL-3 в количестве 0,25 литра. В холодное время года вместо этих масел может использоваться трансмиссионное масло SAE 75W по API GL-3.
Проверка суммарного люфта рулевого управления УАЗ вагонной компоновки.
Свободный ход руля или суммарный люфт рулевого управления, проверяют при установленных в положение движения по прямой передних колесах, покачивая руль в ту и другую сторону до начала поворота передних колес. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса не превышает 10 градусов при усилии на динамометре 7,35 Н (0,75 кгс), что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.
Если свободный ход рулевого колеса будет больше указанного, то прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, надо убедится в надежности затяжки болтов крепления рулевого механизма и отсутствии зазоров в шарнирах рулевого привода.
Регулировка рулевого механизма автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 без гидроусилителя руля.
Регулировка рулевого механизма автомобилей УАЗ вагонной компоновки без гидроусилителя руля производится для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары глобоидальный червяк — двухгребневый ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Регулировка затяжки подшипников червяка рулевого механизма УАЗ вагонной компоновки без ГУР.
Регулировка затяжки подшипников червяка автомобилей УАЗ вагонной компоновки не оснащенных гидроусилителем (ГУР) руля производится с помощью регулировочных прокладок подшипников червяка установленных между картером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в следующей последовательности :
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля, слейте масло из картера и зажмите рулевой механизм в тиски.
2. Отверните колпачковую гайку и снимите стопорную шайбу с регулировочного винта зазора в зацеплении.
3. Отверните болты крепления боковой крышки картера, выньте вал сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторожно снимите прокладку.
4. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную прокладку. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
5. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной прокладки не следует.
6. Вращением червяка окончательно проверьте затяжку подшипников. При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, должно быть 0,22-0,45 кгс, что соответствует моменту силы проворачивания червяка 4,67-9,56 кгссм (без вала сошки).
Регулировка зацепления ролика с червяком рулевого механизма УАЗ вагонной компоновки без ГУР.
Регулировка зацепления ролика с червяком производится без снятия рулевого механизма с автомобиля в следующей последовательности :
1. Установите руль в положение соответствующее движению автомобиля по прямой. Отсоедините рулевую тягу от сошки. Отверните колпачковую гайку и снимите стопорную шайбу со штифта.
2. Вращая регулировочный винт зазора в зацеплении по часовой стрелке, устраните зазор в зацеплении.
3. Наденьте стопорную шайбу. Если отверстие в шайбе не совпадает со штифтом, поверните регулировочный винт так, чтобы отверстие в шайбе совпадало со штифтом.
4. Наверните колпачковую гайку на регулировочный винт и покачивая рукой рулевую сошку проверьте, нет ли зазора в зацеплении.
5. Проверьте усилие, необходимое для вращения руля. Руль должен свободно проворачиваться от среднего положения, соответствующего движению по прямой, при приложенному к нему усилию в 0,9-1,6 кгс. Для проверки усилия, при отсутствии специального приспособления, можно использовать динамометр. Соедините сошку с тягой.
Натяжение ремня привода вентилятора на автомобилях УАЗ вагонной компоновки без ГУР.
Натяжение ремня привода вентилятора системы охлаждения на двигателях ЗМЗ-4091 и ЗМЗ-40911 осуществляется перемещением ролика, установленного вместо насоса ГУР, по кронштейну крепления к двигателю. Для этого надо ослабить болт крепления ролика к кронштейну, переместить ролик натяжным винтом до нормального натяжения ремня и затянуть болт крепления ролика.
Прогиб ремня привода вентилятора должен быть в пределах 10-15 мм при приложении к нему усилия в 4 кгс. При чрезмерном растяжении или в случае обнаружения повреждения приводного ремня, его необходимо заменить на новый.