Бульдозер Т-130: технические характеристики
Бульдозер Т-130: технические характеристики
Промышленный гусеничный трактор общего назначения Т-130 выпускался с 1969 по 1988 год. На протяжении 70х—80х годов Т-130 был основным трактором шестого тягового класса, получив широчайшее распространение на всей территории СССР, стран социалистического лагеря и дружественных Советскому Союзу государств.
Всего Челябинским тракторным заводом было выпущено 242 051 трактор Т-130!
Такая популярность была обусловлена тем, что, в числе прочих достоинств данной модели, она была чрезвычайно универсальной.
Трактора Т-130 можно укомплектовать разнообразным навесным оборудованием, помимо бульдозерного отвала или тяговых лебёдок. Т-130 стал базой для всевозможной спецтехники: трубоукладчиков, сваебоев, траншейных экскаваторов, рыхлителей, корчевателей, болотоходов, лесозаготовщиков, кабелеукладчиков и т.д., и т.п.
Многие из этих тяжёлых машин продолжают успешно эксплуатироваться, исправно трудиться и в наше время. И прежде всего, разумеется — бульдозеры Т-130.
Достоинства и недостатки
Как было сказано выше, популярность, долговечность и широкая распространенность Т-130 объясняется многочисленными достоинствами:
- Широкая функциональность, во многом – за счет навески и ВОМ.
- Простое устройство и, как следствие этого, надежная работа.
- Большая устойчивость на сложных участках.
- Высокая производительность.
- При значительной (по тем временам) мощности – относительно низкий расход топлива.
- Простой в управлении и безопасный.
- «Неприхотливый», может работать практически в любых условиях.
- Высокая ремонтопригодность.
К сожалению, у Т-130 были и недостатки. Простая и надежная конструкция трактора – это не только плюс, но и минус, потому что проект разрабатывался в 30-е годы и к середине 70-х уже считался устаревшим. Механическая трансмиссия и полужесткая подвеска не давали возможности реализовать в полной мере потенциал двигателя и затрудняли управление. Трактористы старшего возраста хорошо помнят, как сильно на Т-130 вибрировали рычаги и педали из-за того, что были напрямую присоединены к трансмиссии. Фрикционы оказались недолговечными, на морозе машина заводилась не сразу.
Но достоинства, все-таки, перевешивали. Простая эксплуатация, высокая производительность, надежность, несложный ремонт – это серьезно. Т-130 с ковшом был в Союзе очень распространенным.
Технические характеристики трактора Т-170
Гусеничный трактор Т 170 принадлежит к десятому тяговому классу. Машина демонстрирует мощность и уверенную проходимость на сложном грунте. Предназначен бульдозер для работы в любых климатических условиях.
Тракторный двигатель и трансмиссия
В первые два года выпуска на машину устанавливали только 14 литровый мотор в 160 лошадиных сил. Четырехтактный дизельный двигатель оснащался турбонаддувом. Отвод тепла выполняла охлаждающая жидкость с принудительной циркуляцией при помощи насосной перекачки. Запуск трактора осуществлялся электрическим стартером и вспомогательным пусковым устройством – пусковым двигателем ПД-23У.
Стоит отметить! Для работы в условиях Крайнего Севера трактор оснащался специальным предпусковым подогревателем и зимним пакетом, в который входило специальное остекление кабины.
Развитие промышленности требовало более мощной техники, поэтому для трактора 170 на ЧТЗ разработали новый силовой агрегат мощностью 180 л.с.
Топливный бак бульдозера рассчитан на 300 литров дизельного топлива. При необходимости, трактор можно было переоборудовать под другие типы горючего – газовый конденсат, керосин.
Для поддержания напряжения генератора в допустимых пределах на Т170 установлен реле-регулятор, который в автоматическом режиме стабилизирует измененные параметры.
Трансмиссия трактора – механическая многоступенчатая. Она имеет 8 передних и 4 скорости заднего хода. Болотоходы оснащались соответственно шестью и тремя передачами.
КПП располагается в отдельном закрытом отсеке. Коробка передач трактора 170 насчитывает четыре вала. Переключение происходит шестернями непрерывного зацепления.
Для обеспечения необходимой скорости и высокой проходимости при больших нагрузках, в 2000-х годах Т-170 стали комплектовать шестискоростной гидромеханической коробкой передач с простой схемой переключения.
Ходовая часть
Рационально распределять вес машины при работе с бульдозерным оборудованием помогает полужесткая подвеска с балансирной балкой. Движитель монтируется на трех точках. Сварные гусеничные тележки, рамы которых выполнены из труб с прямоугольным сечением, имеют по 5 опорных и по 2 поддерживающих катка.
Обратите внимание! Болотоходные трактора комплектуются семикатковыми тележками и более широкими башмаками гусеничной ленты, которые обеспечивают меньшее давление на влажный грунт.
На штампованные звенья гусеницы трактора Т170 с каждой стороны прикреплено 38 одногребневых башмаков. Высота грунтозацепов на них составляет 6,5 см. Максимальное давление на поверхность для базовой модели трактора т 170 с тяговой нагрузкой не превышает 0,08 МПа.
Управление и рулевая система
Маневрирование при движении выполняется с помощью системы рычагов управления. Смена направления осуществляется фрикционами ленточного типа путем частичной блокировки привода одной из ходовых тележек. Это обеспечивает разворот на 360 градусов практически на одном месте. Размеренность выполнения маневра полностью зависит от того, с какой степенью оператор производит блокировку рычагами управления.
Навесное оборудование бульдозера Т-170
Главным рабочим органом бульдозера Б 170 выступает передний отвал, который может быть нескольких конфигураций:
- прямой;
- сферический;
- полусферический.
Для подготовки строительных площадок обычно применяли прямой неповоротный отвал, который эффективно работает с грунтами средней и высокой плотности. Им засыпают канавы, заполняют песком котлованы и выполняют планировочные работы, например, при дорожном строительстве. Для большей эффективности применяют поворотное навесное оборудование.
Полусферический отвал считается универсальным оборудованием для бульдозера. Он дополнительно укомплектован козырьком и боковыми щеками – это позволяет перемещать большой объем грунта. Используется также для разработки известняковых залежей, щебенки и твердой глины.
Сферический отвал характеризуется высокой накопительной способностью. Применяется для перемещения крупных масс грунта, щебня и других сыпучих материалов на большие расстояния. Эффективен при уборке снега. Боковые секции закруглены, поэтому потери при транспортировке сведены к минимуму.
К нижней части «лопаты» крепятся съёмные ножи, которые защищают кромку отвала от повреждений и износа. Они являются составными – два боковых и центральная часть, которая, в свою очередь, состоит обычно из двух-трёх элементов.
В зависимости от задач, на трактор Т 170 можно установить различное навесное оборудование. Наиболее востребованными являются задние рыхлители – однозубые и трёхзубые, установки для укладки трубопровода, а также задние прицепные устройства и лебёдки.
Передний отвал, как и многое навесное оборудование, использует гидравлическую систему бульдозера Т 170. Перекачку масла осуществляет раздельная система шестеренных насосов, которая имеет несколько обособленных узлов. Очистка гидравлической жидкости происходит через фильтр – напор потока при этом остается неизменным.
Гидравлическая система гусеничного трактора Т 170 состояла из:
- двух гидробаков;
- насоса шестерёнчатого НШ 100;
- гидрораспределитель Р 160;
- гидроцилиндров;
- система гидроприводов.
Дополнительная информация! Чтобы защитить систему от избыточного давления, распределитель оборудован предохранительным клапаном.
Габаритные размеры
Все модификации разрабатывались с обязательной возможностью транспортировки техники по железной дороге и автомобильным транспортом. Поэтому ширина бульдозера Т 170 со стандартными гусеницами составляла 2 480мм, что вписывается в габаритные размеры по требованиям ПДД.
Сколько весит снаряжённый бульдозер, зависело от навесного оборудование. Масса базового трактора Т 170 составляет 16 тонн.