Самостоятельная регулировка клапанов на популярных моделях тракторов МТЗ Беларус: объясняем во всех подробностях
Самостоятельная регулировка клапанов на популярных моделях тракторов МТЗ Беларус: объясняем во всех подробностях
МТЗ-82 – легендарный трактор, выпускаемый Минским тракторным заводом с 1974 года. За свою без малого полувековую историю его конструкция претерпела ряд доработок, но основные принципы производства остались прежними: надёжность, эффективность и простота, позволяющие эксплуатировать машину в тяжёлых условиях и обслуживать её вдали от специализированных сервисных центров. Ремонт двигателя, в том числе регулировка клапанов МТЗ 82 своими руками могут быть выполнены любым более-менее опытным механиком, что упрощает обслуживание и сокращает затраты, в том числе связанные с простоем техники.
Устройство центрифуги
На трактора марки МТЗ с двигателями Д-240, Д243, Д245 устанавливаются полнопоточные центрифуги с бессопловым гидравлическим приводом под каталожными номерами 240-1404010-А, 240-1404010-А-01, 240-1404000-А, которые не отличаются устройством и являются взаимозаменяемыми.
Примером комплектации сопловыми центрифугами являются дизеля СМД-62, Д-65 тракторов Т-150, ЮМЗ-6, где узел в днище ротора имеет реактивные сопла для гидропривода привода.
В комплектации трактора узел расположен с правой стороны и присоединён своим корпусом-кронштейном к блоку дизеля. При этом в месте крепления узла с блоком обеспечивается соединение масляных магистралей в блоке и центрифуге. Центробежный привод устройства осуществляется давлением, созданным масляным насосом двигателя.
Ротор
Узел состоит из корпуса и установленной в нём оси вращения с ротором. Последний включает в себя остов, внутренний стакан, верхнюю и нижнюю крышку. Верхняя крышка крепится на остове гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Осевое перемещение ротора на оси ограничивается гайкой, установленной через шайбу на её резьбовом конце. Ось внутри имеет маслопроводящий канал. Сверху ротор закрыт защитным колпаком и затянут гайкой с шайбой. А также для повышения качества очистки в составе более поздних полнопоточных центрифуг для дизелей тракторов МТЗ дополнительно установлена фильтрующая сетка на корпусе ротора.
Корпус
Корпус выполнен за одно целое с кронштейном крепления узла оборудован каналами и клапанами:
Подводящий канал, запитанный через трубопровод от масляного насоса и соединённый с каналами центробежного гидропривода ротора.
Напорный канал пропускает очищенное масло в магистраль дизеля.
Сливной канал — соединённый с полостью картера дизеля.
Нерегулируемый предохранительный клапан установлен на входе в ротор – отсекает масло в поддон дизеля при увеличении давления выше 0,65-0,7мПа (6,5-7кгс/см²), то есть при увеличении сопротивления проходу смазки через центрифугу в результате накопления загрязнений клапан сработает и откроет слив в поддон дизеля.
Сливной регулируемый клапан поддерживает давление в системе в пределах 0,2-0,3 мПа (2-3кгс/см²). При пуске дизеля холодное густое масло может создавать давление вышеуказанных рабочих значений, что может вызвать нештатную ситуацию в работе дизеля (например, в виде выдавливания сальников). Задача сливного клапана выровнять значение давления до 2-3 атмосфер перепуская часть масла в слив.
Редукционный нерегулируемый клапан предназначен для перенаправления холодного масла мимо масляного радиатора при пуске дизеля. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора при проходе в нём не разогретой густой смазки. После того как температура дизеля поднимется до рабочего значения 80-95°С и масло потеряет свою вязкость – сопротивление проходу через радиатор упадёт и редукционный клапан закроет сливной канал направляя масло через радиатор системы смазки для охлаждения.
Установка головки цилиндров
Головку цилиндров устанавливайте на двигатель в последовательности, обратной снятию. Перед установкой головки залейте в цилиндры по 30 г дизельного масла ГОСТ 8581-78. Новые прокладки головки цилиндров, колпака и крышки головки цилиндров смажьте с двух сторон графитовой пастой, состоящей из 40% графитового порошка и 60 % дизельного масла.
Затяжку гаек шпилек или болтов крепления головки цилиндров производите в несколько приемов (не более чем на 1…2 грани) в последовательности, указанной на рис. 2.4. Окончательную затяжку производите динамометрическим ключом. Момент окончательной затяжки гаек 19…21 кгс•м (190…210 Н•м) для Д-243 и 16…18 кгс•м (160…180 Н•м) для Д-240.
Форсунки устанавливайте одной группы по пропускной способности. Прокладки форсунок со стороны прилегания смажьте солидолом УС–2 ГОСТ 1033-73.
Наконечники штанг толкателей должны войти в углубление толкателей. Штанги должны легко вращаться относительно своих осей.
Прокладки корпуса термостата и впускного тракта смажьте лаком «Герметик». Отрегулируйте зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел.
Регулирование карбюратора П-23У
Карбюратор требует только регулирования холостого хода. Запустите пусковой двигатель и дайте ему прогреться. Вверните винт 1 холостого хода ( рис. 136 ) до отказа и затем отверните его примерно на полтора-два оборота.
Винтом-ограничителем 2, расположенным на рычажке оси дроссельной заслонки, установите небольшое открытие дроссельной заслонки. После этого запустите вновь двигатель. Вывинчивая винт-ограничитель и одновременно придерживая тягу регулятора, доведите частоту вращения коленчатого вала до минимально устойчивой без перебоев в работе двигателя. При регулировании винт-ограничитель 2 воздействует на дроссельную заслонку, а винт 1 холостого хода регулирует качество горючей смеси. Дальнейшее уменьшение частоты вращения коленчатого вала, при необходимости, произведите поворачиванием винта 1 холостого хода.
Уровень бензина в поплавковой камере регулируйте подгибкой язычка К ( см. рис. 109 ).
Регулировка клапанов
Как вы знаете, двигатели мотоциклов Урал и Днепр — различные, но имеют свои особенности, благодаря которым их настройку можно разделить на три группы. Но прежде, чем приступить к работе необходимо подготовить рабочее место и мотор. Прежде всего, двигатель должен быть остывшим, также следует подготовить набор щупов, несколько ключей и емкость для сбора масла.
Регулировка клапанов — М-72, Днепр К-750, МВ-750, Днепр-12.
Последовательность рассмотрим на основе схемы механизма газораспределения: Раскручиваем винт (9) расположенный с торцевой стороны и снимаем крышку (10), не забывая про прокладку (8).· Проворачиваем мотор кик-стартером, до закрытия впускного клапана. Меряем щупом зазор, для данных моделей он равен 0.1 мм. В случае отклонений переходим дальше, если зазор в пределах допуска — собираем узел обратно.· Контргайку (5) ослабляем и, прокручивая регулировочный болт (11) устанавливаем необходимый зазор, пользуясь щупом для проверки. Щуп должен входить в зазор с небольшим усилием.· После установки зазора контргайкой фиксируем его, удерживая регулировочный болт. Финишная регулировка зазора.· Устанавливаем обратно крышку, не забывая про прокладку, и притягиваем ее винтом. Совет: Если вы решили провести настройку своими руками, то не забудьте про ревизию основных частей данного узла. Во-первых, все грани болтов и гаек должны быть целыми. Во-вторых, не должно быть никаких загрязнений. Наконец не забывайте заменить или провести полную ревизию прокладкам.
Днепр МТ 9, МТ 10, МТ 10-36.
Здесь мы опишем, как проводится регулировка клапанов Днепр. Прежде всего, необходимо крепко зафиксировать мотоцикл и под головку цилиндра установить ванночку для сбора масла. После снимаем клапанную крышку, сливаем масло. Через смотровое окно (за резиновой пробкой) устанавливаем маховик на отметке В или в.м.т. такта сжатия. Проверить правильность данного пункта очень просто — при этом оба клапана будут закрыты, а штанги будут свободно вращаться. Следующий шаг — ревизия зазоров. Для данных моделей на выпуске устанавливается зазор — 0.07 мм, а для впускного клапана 0.05 мм. Если определяются отклонения, то для регулировки ослабляют верхнюю гайку клапана, и вращая регулировочный болт, расположенный ближе к центру, устанавливаем требуемый зазор. После удерживая регулировочный болт притягиваем контргайку и снова измеряем зазор. После регулировки одного из цилиндров клапанная крышка оставляет открытой, маховик проворачивается пока в окошке снова не покажется отметка В. Затем переходим к другому цилиндру и измеряем зазоры, устанавливая их в нужные положения при необходимости. Когда убедимся, что оба цилиндра отрегулированы — можно закрывать клапанные крышки, доливать масло и проводить пробный запуск.
Тюнинг
Тракторные моторы не подвергаются тюнингу по той простой причине, что трактора изначально разрабатываются для выполнения конкретных задач. Конструирование их силовых агрегатов осуществляется комплексно. При этом оптимизируется сочетание основных технических параметров как силовых агрегатов, так и самих транспортных средств. Конечно можно, например, увеличить мощность мотора, расточив его цилиндры, однако это приведет к нарушению работы:
- трансмиссии;
- вспомогательных систем (смазка, охлаждение и пр.);
- изменению коэффициентов сцепления шин с грунтом и пр.
Кроме того, такие работы отличаются высокой сложностью, требуют много времени и при этом абсолютно не гарантируют достижения поставленной цели. Поэтому намного проще для выполнения конкретной работы использовать трактор соответствующей мощности.
Регулировка клапанов отдельно на каждом цилиндре
Это предполагает приведение каждого поршня в точку TDC в момент сжатия. Просто запомните порядок расположения цилиндров двигателя.
Порядок работы цилиндров д240.
Положение поршня первого цилиндра
Положение поршня первого цилиндра в TDC должно быть правильным при сжатии. Клапаны следует рассматривать как ориентировочные. Когда поршень достигает TDC, впускной клапан закрывается, а выпускной клапан закрывается. Когда поршень приближается к TDC, оба клапана закрыты, а коромысла не двигаются. Плунжер можно отрегулировать для более точного положения. Это укажет точное положение поршня. За один цикл работы двигателя поршень, в данном случае первого цилиндра, дважды приближается к исходному положению. Поэтому очень важно определить точное положение в момент сжатия. Когда клапаны закрыты и неподвижны. Вторая позиция описана выше. Когда один клапан закрыт, другой открыт. Здесь интересна первая позиция.
Порядок регулировки клапанов каждого цилиндра
Клапаны первого цилиндра отрегулированы.
Затем поверните коленчатый вал на пол-оборота и отрегулируйте клапаны третьего цилиндра.
Еще пол-оборота или 180 градусов. Клапаны четвертого цилиндра отрегулированы.
Проверните вал наполовину и отрегулируйте клапаны цилиндра 2.
Вал можно провернуть с помощью болта, удерживающего переднюю ступицу шкива коленчатого вала, используя головку и трещотку.
Перед поворотом двигателя необходимо снять трос остановки двигателя. Чтобы предотвратить запуск двигателя. Плотно установите коробку передач в нейтральное положение. Если двигатель оснащен системой впрыска coin rail. Выключите зажигание.