Передний мост МТЗ 82
Передний мост МТЗ 82
Трактор МТЗ-82, в народе именуемый «Беларус» обладает многими преимуществами. Он надежный, проходимый и маневренный за счет сравнительно небольших габаритов. Эта техника мощная, поэтому с ее помощью можно выполнять широкий спектр сельскохозяйственных работ.
Однако даже такая проверенная временем техника выходит из строя. Чаще всего проблемы возникают с передним мостом МТЗ-82. Чтобы разобраться с поломкой и починить технику самостоятельно, следует изучить устройство переднего моста и основные проблемы, которые могут с ним возникнуть.
Технические характеристики трактора
Трактор МТЗ 80 обрел свою популярность благодаря сразу нескольким факторам. Во-первых, машина сконструирована из качественных надежных деталей, которые, в паре с отличной сборкой, гарантируют продолжительные сроки эксплуатации в любых условиях. Во-вторых, трактор МТЗ 80 обладает простым устройством, что делает его эксплуатацию, обслуживание и ремонт достаточно простым. В-третьих, техника оснащается ходовой повышенной проходимости. Особенно это касается переднего и заднего моста, который отличается повышенной надежностью за счет использования прочных деталей. Основные характеристики машины включают в себя:
- Надежный мотор Д-240, мощностью 80 л. с.;
- Способность перевозить нагруженные прицепы, весом до 1,5 т.;
- Возможность передвигаться на одной из 18 передних и 4 задних скоростей;
- Колея по колесам в передней части – от 120 до 180 см, в задней части – от 130,5 до 210 см.;
- Физическая масса – 3,16 т.;
- Скорость – от 1,1 до 34 км/ч.;
- Клиренс – 47 см.;
- Радиус движения при прохождении поворота – 4,05 м;
- Наличие доработанной гидравлической системы, повышающей комфорт при эксплуатации трактора.
Трактор МТЗ 80 обладает сравнительно небольшими габаритами. Длина машины составляет немногим более 3,8, а ширина – 1,97 м. Высота трактора – 2,47 м.
Важно также отметить наличие в конструкции трактора полностью переделанной, по сравнению с предыдущими моделями, электрической проводки. В результате органы управления и приборы трактора работают стабильно даже при сильной нагрузке агрегата. По сравнению с предыдущей машиной – МТЗ-52, трактор МТЗ 80 оснащен доработанными реле, о чем нам говорят чертежи электросхемы машины в документах на трактор.
Конечно же, при эксплуатации машины не обходится без небольших проблем. Часто владельцы сталкиваются с вопросом в виде отсутствия возможности завести трактор. В таком случае следует испробовать альтернативный вариант, то есть попробовать «пускач». Однако перед тем, как завести с «пускача», необходимо убедиться в отсутствии засорения в стартере – вполне возможно, что машина не заводиться из-за наличия грязи внутри узла.
Еще одна распространенная проблема – это заклинивание КПП. Часто коробка передач не дает переключить скорость, так как одна из шестерней слетела с посадочного места. В такой ситуации следует проверить целостность трансмиссии и установить все слетевшие элементы на места.
В целом же, модель МТЗ-80 показывает себя, как надежный агрегат для выполнения широкого спектра различных работ. Владелец может устанавливать цепи на колеса машины, использовать различный навесной инвентарь для посадки, сбора и транспортировки урожая, применять погрузчик.
Ниже рассмотрим, из чего состоит трактор МТЗ 80, а также подробно изучим конструкцию основных узлов сельскохозяйственной машины.
КПП, двигатель
В зависимости от года выпуска меняется и оборудование машин.
До 1985 года тракторы комплектовались только механической трансмиссией, где число передач не превышало 18×4 для передних колес и 16×4 – для задних. То есть эффективно использовать мощность двигателя при выполнении различных операций можно в широком диапазоне скоростей.
При необходимости можно установить ходоуменьшитель.
Блокировка заднего моста – гидравлическая на новых агрегатах, осуществляется как с помощью привычной педали, так и автоматически. Блокировка дифференциала улучшает проходимость техники. Впрочем, «Беларус-82» и так довольно компактный:
- высота – 2 м 45 см;
- длина – 3 м 81 см;
- ширина – 1 м 97 см.
Дизельный двигатель довел конструкцию до совершенства.
Его мощность в 80 л. с. делает возможным передвижение машины со скоростью 35 км/ч, агрегатирование с навесным оборудованием и беспрепятственное выполнение работ с минимальной потребностью в техническом обслуживании.
Двигатель марок Д-240 или Д-243 изготовлен на родине трактора – на Минском моторном заводе. Идеальное соответствие конструктивным особенностям МТЗ не вызывает сомнений.
Хотя двигатель обычный – четырехтактный, привод – с электрического стартера, с предпусковым подогревателем. Система охлаждения – жидкостная. Запуск двигателя не вызывает проблем ни при температуре -30 градусов, ни в июльскую жару.
Как отрегулировать тормоза МТЗ-82
Рассмотрим, как осуществляется регулировка тормозов. Нередки случаи, когда у фермера возникает вопрос, почему клинят тормоза на МТЗ-82. Проблема может заключаться в несоблюдении вышеуказанных правил. Тормоза нужно регулярно, лучше ежедневно, внимательно осматривать. Если вы видите, что с ними что-то не в порядке, нужно проводить регулировку.
Отрегулировать тормоза может абсолютно любой тракторист самостоятельно. Понять, что они нуждаются в регулировке, можно, сориентировавшись по длине тормозного пути и полного хода педали. Полный ход должен составлять около 90 мм. Если вы понимаете, что педаль не проходит такое расстояние и ее клинит, то это повод прибегнуть к регулировке.
Отрегулируйте ход педали указанным способом:
- Снимите контргайки болтов и заверните их в вилки регулировки так, чтобы ход педали стал приемлемым.
- Наденьте и затяните контргайки.
Регулировочные действия, как говорилось выше, необходимо осуществлять регулярно, когда в этом появляется необходимость. Проверку тормозов нужно выполнять на ровном и сухом участке территории. Обычно при скорости техники в 30 км/час тормозной путь трактора должен быть не более 10 м с того момента, как педаль была нажата.
Чтобы понять, равномерно ли тормозят обе стороны колес, достаточно рассмотреть следы, которые трактор оставил на грунте, после того как техника была остановлена. Неравномерность должна быть не более 1 м по всему следу. Если вы видите, что одна из сторон запаздывает, осуществите регулировку хода педали, отвечающей за эту сторону. Обратите внимание на тот факт, что торможение может быть неравномерным из-за того, что масло просочилось в тормозную установку и попало на специальные накладки.
Ремонт тормозов на МТЗ-82 своими руками
Если при торможении трактора возникают проблемы, то можно попробовать осуществить ремонт его тормозной системы своими руками. Ниже представлено видео по регулировке.
Для начала необходимо проверить правильно полного хода тормозной системы трактора. Его оптимальное значение 70-95 миллиметров. Если это не так, то необходимо делать регулировку, как показано на рисунке ниже.
- вилка;
- основной болт крепления;
- контргайка.
Для этого необходимо слегка открутить контргайку, и при помощи вкручивания вилки отрегулировать и подтянуть педальных ход.
Дальше необходимо провести оценку работы тормозов трактора. Для этого необходимо набрать скорость и резко затормозить. После этого необходимо определить длину тормозного пути. Если тормозная система в порядке, то его длина не может превышать 7 метров. Если тормоза работают асинхронно, то необходимо выполнить разбор, как показано на рисунке ниже.
- диск тормозной системы;
- валик крепления;
- тормозная педаль;
- рычаги тормозной системы;
- кожух;
- диски тормоза нажимные.
Для того, чтобы поменять тормоз или его части нужно осуществить его сборку-разборку, для этого лучше обратиться в профессиональное СТО.
МТЗ-80
Трактор "БЕЛАРУСЬ" МТЗ-80 с унифицированной кабиной выпускался ПО "Минским тракторным заводом им. В. И. Ленина" с 1979 г.
Колесный, универсально-пропашной, тягового класса 1.4, является базовой моделью тракторов семейства "Беларусь". Предназначен для выполнения в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами всех видов сельскохозяйственных работ (предпосевная обработка почвы, посев и междурядная обработка пропашных культур, посадка картофеля, рассады, заготовка кормов и обслуживание животноводческих ферм, уборка сельскохозяйственных культур), для привода различных стационарных машин, на транспортных, строительно-дорожных и других работах.
На тракторе МТЗ-80 установлен четырехтактный дизельный двигатель Д-240 (Д-243) жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива, запуском от электростартера. Двигатель Д-240Л, установленный на тракторе МТЗ-80Л, запускают от пускового двигателя с блокирующим приспособлением, исключающим пуск двигателя при включенной передаче. Оборудован силовым и позиционным регулированием гидравлической навесной системы, автоматической блокировкой дифференциала заднего моста, двухскоростным ВОМ. дополнительным редуктором КП, ходоуменшителем и пневматическими приводами тормозов прицепов.
Муфта сцепления фрикционная, однодисковая, сухая, постоянно замкнутая.
Коробка передач механическая с девятью передачами вперед и двумя — назад. Понижающий редуктор КП. представляющий собой две пары цилиндрических прямозубых шестерен, удваивает число передач.
Главная передача состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями.
Силовой (позиционный) регулятор установлен на кронштейне заднего гидроцилиндра и соединен маслопроводами с распределителем и гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ). Наличие такого регулятора в гидросистеме в сочетании с ГСВ способствует повышению производительности тракторного агрегата и снижению погектарного расхода топлива.
Колея задних и передних колес регулируемая. Это позволяет широко применять трактора на возделывании как низкостебельных, так и высокостебельных культур с различными междурядьями.
Кабина безопасная герметизированная, шумовиброизолированная, просторная, с системами вентиляции, отопления, удобным, регулируемым по росту и массе тракториста сиденьем.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной навесной гидравлической системой, гидроусилителем рулевой управления, независимым и синхронным приводам заднего ВОМ, контрольно-измерительными приборам! (тахоспидометром со счетчиком моточасов, амперметром указателями давления масла в системе смазки двигателя, температуры воды, давления воздуха в пневмосистеме тормозов прицепа), буксирным устройством, выносными цилиндрами, разрывными муфтами, шлангам для соединения гидросистемы трактора с гидросистемой машин.
По заказу потребителя с трактором могут быть поставлены: шкив для привода стационарных машин, боковой ВОМ, резинометаллический полугусеничный ход, колеса с шинами 9,5-4,2 для работы в узких междурядья и 18.4L-30 для использования на дорожно-строительны: н других специальных работах, ходоуменышитель для получения замедленных технологических скоростей переднего и заднего ходов, дополнительные грузы для установки на переднем брусе, предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б проставки для сдваивания колес, система автоматической регулирования глубины обработки (САРГ), сменный хвостовик заднего ВОМ (тип 2), автоматическая сцепка СА-1, колеса с шинами 16,9-38 и 11,2-42, тягово-сцепное устройство ТСУ-2 и ТСУ-1M. Обслуживает тракторист.
Рекомендуется для зон 1 . 20.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Эксплуатационная мощность двигателя. кВт (л.с.) | 55 (75) |
---|---|
Частота вращении, мин : | |
коленчатого вала двигателя | 2200 |
ВОМ независимого (синхронного, об/м пути) | 545, 1010 (3,5) |
Диаметр цилиндра, | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности. г/кВт-ч (г/л.с.-ч ) | 242(178) |
Число передач: | |
переднего хода | 18< |
заднего | 4 |
Диапазон скоростей движения, км/ч | 1,89 . 33,4 |
Вместимость топливного бака, л | 130 |
Колея колес, мм: | |
задних (регулировка бесступенчато) | 1400 . 2100 |
передних (регулировка через 100 мм) | 1350 . 1800 |
передних | 9.0-20 |
задних | 15.5R38 |
Давление воздуха в шинах колес на транспортных работах. МПа (кгс/см): | |
передних | 0.14 . 0.25 (1.4 . 2.5) |
задних | 0.08 . 0.14 (0,8. 1.4) |
Продольная база, мм | 2370 |
Наименьший радиус поворота, мм | 3800 |
Дорожный просвет, мм | 470 |
Агротехнический просвет, мм | 645 |
Габаритные размеры, мм | 3815х1970х2770 |
Масса (конструкционная) с основным рабочим оборудованием, кг | 3370 |
Трактор "БЕЛАРУСЬ" МТЗ-82C с унифицированой кабиной выпускался ПО "Минским тракторным заводом им. В. И. Ленина" с 1979 г.
Колесный, универсальный, тягового класса 1,4, с четырьмя ведущими колесами. Является модификации трактора МТЗ-80. Предназначен для выполнения в агрегате с навесными и прицепными машинами сельскохозяйственных (предпосевная обработка почвы и междурядная обработка пропашных культур, посадка рассад картофеля, заготовка кормов и обслуживание животноводческих ферм, уборка сельскохозяйственных культур) и транспортных работ.
Отличается от базового наличием переднего ведущего моста и привода к нему. Сохраняя все качества базовой модели, в том числе и универсальность. Обладает повышенным тягово-сцепными качествами и проходи остью. Передний ведущий мост представляет собой балку, качающуюся в проушинах переднего бруса и опирающуюся на витые пружины, смонтированные в редукторах конечных передач. Главная передача состоит из конических шестерен со спиральным зубом.
Дифференциал переднего моста конический, самоблокирующийся. Конечные передачи переднего моста выполнены в виде бортовых редукторов с двумя парами конических шестерен, служащих одновременно шарнирами равных угловых скоростей.
Раздаточная коробка, передающая крутящий момент от КП к карданному приводу переднего ведущего моста, представляет собой одноступенчатый шестеренчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода. Включается и выключается раздаточная коробка при переднЕМ ходе трактора автоматически при помощи муфты свободного хода в тот момент, когда буксование задних колес превышает установленную величину. Конструкция раздаточной коробки предусматривает возможность принудительного включения и отключения переднего ведущего моста как при заднем, так и переднем ходе трактора в зависимости от условий работы.
Карданный привод передает крутящий момент от раздаточной коробки к переднему мосту. Состоит из двух одинаковых по конструкции и длине заднего и переднего карданных валов и промежуточной опоры с предохранительной фрикционной муфтой.
Трактор оборудован аналогично базовой модели МТЗ-80.
Рекомендуется для зон 1 . 19.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 55.16 (75) |
---|---|
Частота вращения, мин — 1: | |
коленчатого вала | 2200 |
ВОМ | 545; 1010 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности. г/кВт — ч (г/л. с.-ч) | 251,6 (185) |
Вместимость топливного бака, л | 130 |
Колея колес (регулируемая), мм: | |
задних | 1400. 2100 |
передних | 1350 . 1800 |
Шины колес: | |
передних | 11.2-20 |
задних | 15.5R38 |
Давление в шинах колес, МПа (кгс/см3): | |
передних | 0.14 . 0,25 (1.4 . 2.5) |
задних | 0.08 . 0,14 (0.8 . 1.4) |
Продольная база, мм | 2450 |
Наименьший радиус поворота, м | 4,3 |
Дорожный просвет, мм | 470 |
Габаритные размеры, мм | 9330х 1970×2765 |
Масса (конструкционная), кг | 3370 |
Трактор "БЕЛАРУСЬ" МТЗ-82Н выпускался ПО "Минским тракторным заводом им. В. И. Ленина" с 1978 г.
Колесный, низкоклиренсный, повышенной проходимости, является модификацией трактора МТЗ-82. Предназначен для работы на горных склонах крутизной до 0.28 рад (16 град.) и равнине. Отличается от базовой модели пониженным центром тяжести, что обеспечено установкой передних и задних колес уменьшенного диаметра, общей высотой и повышенной продольной и поперечной устойчивостью. На тракторе установлен двигатель Д-240 (Д-243).
Трактор оборудован креномером, показывающим неличину продольного и поперечного крена трактора, удлиненной горловиной радиатора, гидроусилителем рулевого управления, задним ВОМ. раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой с гидродогружателем ведущих колес и силовым (позиционным) регулятором.
На тракторе установлена просторная герметизированая безопасная кабина, которая закреплена на шасси с помощью четырех резиновых амортизаторов.
Подушка сиденья тракториста имеет подвески, позволяющие ей отклоняться относительно продольной оси трактора в такое положение, чтобы водитель оставался в вертикальном положении мри работе трактора на склонах. Положение подушки фиксируется.
Конструкция узлов и техническая характеристика такие же. как и у базовой модели трактора МТЗ-82.
Дополнительное оборудование к трактору: приводной шкив, боковой ВОМ; колеса с шинами 15.5R38; 8.3-20; 9,5-42; ходоуменьшитель, предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.
Рекомендуется для зон: 6, 11 . 13, 15, 16, 19.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Диапазон скоростей без ходоуменьшителя (с ходоуменьшителем), км/ч: | |
---|---|
переднего хода | 1,72 . 30.35 (0,51 . 1.175) |
заднего | 3,62 . 8.16 (0,242 . 0.545) |
Колея (регулируемая) колес, мм: | |
задних | 1400 . 2100 |
передних | 1500 . 1900 |
Минимальный радиус поворота, | 4,3 |
Шины колес: | |
передних | 11.2-16 |
задних | 16,9R30 |
Углы статической устойчивости, град.: | |
поперечной | 50 |
подъема | 50 |
уклона | 61 |
Продольная база, мм | 2450 |
Агротехнический просвет, мм | 610 |
Дорожный просвет, мм | 400 |
Габаритные размеры, мм | 3850Х1970×2700 |
Масса (конструкционная) с основным рабочим борудованием, кг | 3550 |
Трактор "БЕЛАРУСЬ" МТЗ-82Р выпускался ПО "Минским тракторным заводом им. В. И. Ленина" с 1984 г.
Колесный, рисоводческий, тягового класса 1,4, создам на базе тракторов семейства "Беларусь". Предназначен для комплексной механизации ВОЗделывания риса и сопутствующих культур севооборота. Выполняет также работы по уходу за ирригационной системой, транспортные и другие работы в тяжелых почвенных и книжных условиях. Основные узлы, агрегаты и системы унифицированы тракторами МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-80Х.
Трактор МТЗ-82Р обладает повышенной по сравнению с МТЗ-82 проходимостью за счет увеличенного агротехнического просвета и специальных шин с увеличенными по высоте почвозацепами и слабонасыщенным рисунком протектора, а также уширенной колеей. Увеличение дорожного просвета обеспечивается подъеме остова трактора путем установки заднего моста с дополнительной бортовой передачей, унифицированного с трактором МТЗ-80Х, и шин большого диаметра по сравнению с базовым трактором.
Трактор позволяет в широких масштабах реализовать прогрессивную технологию почвообработки по воде. ЕГО преимущества особенно проявляются на предпосевной обработке и планировке залитых водой рисовых чеков , а также на планировке по воде паровых чеков. Обслуживает тракторист.
Устройство ходовой системы МТЗ
Устройство ходовой части трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 — задние колеса ведущие, передние ведущие колеса у трактора МТЗ-82, передние направляющие у МТЗ-80. Трактор МТЗ 82 имеет колесную формулу 4х4. Колеса тракторов МТЗ-82 и МТЗ-80 оснащены пневматическими шинами низкого давления, размеры шин передних колес — 7,50—20, задних — 13,6/12—38.
Передние колеса смонтированы на поворотных цапфах переднего моста. Масса трактора распределяется на передний мост через пружины, установленные в кронштейнах выдвижных кулаков моста и обеспечивают амортизацию передней полурамы трактора. Колея трактора МТЗ 82 и МТЗ 80 можно изменять в зависимости от задач. Рабочая колея варьируется в пределах 1200 — 1800 мм.
Для увеличения сцепных свойств передних и задних колес применяются дополнительные грузы, устанавливаемые на задние колеса. Для уменьшения усилий и облегчения управления трактором при работе с тяжелыми навесными оборудованием на передние колеса также дополнительно устанавливаются грузы с целью создания противовеса и нивелирования качки при работе на тракторе.
Подготовка поля
На качество вспашки оказывают влияние выбор способа движения МТА и правильная подготовка поля. Перед началом обработки поле очищают от мусора и предметов, мешающих работе и приводящих к поломкам. Его разбивают на участки, размечают поворотные полосы, вдоль линии первой борозды устанавливают вешки.
Способ движения пахотного агрегата выбирается, исходя из типа почвы, рельефа участка и прочих факторов. Особое внимание уделяется первым проходам и обработке границ поворотных полос. Необходимо, чтобы при их обработке обеспечивалось закрытие развальной борозды с образованием небольшого гребня. Первые борозды можно пахать двумя способами:
- Тремя проходами «всвал». При первом проходе правый раскос трактора немного укорачивают, чтобы первый корпус входил в почву только на треть от заданной глубины или просто скользил по поверхности. Последний корпус при этом должен работать на заданной глубине. Во время второго прохода все корпуса работают на заданной глубине, но необходимо следить, чтобы первого корпус шел по следу предпоследнего. Третий проход выполняется, как и основная пахота.
- За четыре прохода «вразвал». Для выполнения двух первых проходов опускают опорное колесо и укорачивают правый раскос. Это обеспечивает скольжение первого корпуса по поверхности почвы и заглубление последнего наполовину.
При заделке разъемных борозд поднимают опорное колесо плуга и укорачивают верхнюю тягу трактора. Это обеспечивает движение первого корпуса на нужной глубине рядом с бороздой, которую необходимо закрыть. Последний корпус при этом просто скользит по поверхности.