Даже заядлые автомобилисты не догадываются, почему Запорожец был с дырявым дном (рыбакам такая функция пришлась по душе)
Даже заядлые автомобилисты не догадываются, почему «Запорожец» был с «дырявым» дном (рыбакам такая функция пришлась по душе)
01.10.1960 на запорожском предприятии «Коммунар» была выпущена первая машина ЗАЗ-965. Через много лет после этого предприятие переименовали, появились новые модели, а в девяностые годы их изготовление прекратилось. Однако эта своеобразная бюджетная машина, наверное, и сейчас известна многим жителям стран бывшего СССР.
Вот семь интересных фактов об авто «Запорожец».
Заз 968м — технические характеристики
Автомобильная промышленность одной шестой континента никогда не баловала своих граждан такими преимуществами развитого социализма, как богатый выбор. Не было выбора. Брали то, что успели, пока другие не забрали. В полной мере это относится и к автомобильной промышленности.
Содержание:
Подарок Родине из Запорожья
Автомобильная промышленность чувствовала себя беспомощной не от отсутствия мозгов у ее работников, а от отсутствия совести, иногда ума, и чести у партийных лидеров. Все автомобильные заводы были знаковыми. Они не были предназначены для того, чтобы выпускать качественные автомобили, а для того, чтобы быть символом чего-то там. Ленинского комсомола, дружбы с итальянским коммунистом Тольятти. Только на символы и выделялись бюджетные средства, а все разработки — чистой воды энтузиазм. Тем не менее, четыре основных автомобильных ниши с горем пополам заполнить удалось не без шпионажа и лицензионных копий, но были представители и маленьких автомобилей, и средних. Большие, само собой, были.
Самым маленьким и обиженным в этом плане был Запорожский автомобильный завод Коммунар. Ему шагу не давали ступить без директив, о чем красноречиво молчит автомобиль Таврия, который был готов к серийному выпуску на шесть лет раньше, чем восьмерка. Но партия решила, что все средства нужно направлять на главный завод автомобилей для народа в Тольятти. Обидно было вдвойне, поскольку при готовом современном автомобиле ЗАЗ 1102, заводу приходилось выпускать ЗАЗ 968М, устаревший, как сам коммунизм.
ЗАЗ 968М — технические характеристики
Чтобы хоть как-то освежить конструкцию 968-й модели, завод предпринял отчаянную попытку модернизации. Она удалась только к 1979 году. В автомобиле произошли не кардинальные изменения, но они были. Запорожец не стал другой моделью, но изменился значительно как внешне, так, частично, и внутренне. Вот его технические характеристики, которые мы детальнее рассмотрим далее.
Кузов автомобиля ЗАЗ 968М
Новый Запорожец не поражал новизной, но все же нотки современности проскакивали даже в кузове автомобиля. Полностью изменилась передняя панель, и теперь Запорожец стал очень похож на чехословацкую Шкоду 120/110. очень похожее решение панели, но в Запорожье решили внести разнообразие, пустили алюминиевую пластину с надписью 968М между фарами, а по краям пристроились указатели поворотов.
Новый автомобиль получил новые бампера с травмобезопасными пластиковыми полосками и накладными пластиковыми боковинами. С автомобиля убрали лишний хром, по возможности заменив его на черный пластик. Задняя часть кузова тоже изменилась до неузнаваемости. Запорожцу отрезали фирменные уши, установив вместо них решетки-жабры. Изменилась и задняя оптика.
Теперь автомобиль козырял комбинированными плафонами со встроенным огнем заднего хода, которого не было на 968-й модели. Запаска теперь размещалась под капотом, то есть сзади, что освободило немного места в багажнике, в котором традиционно царствовала вечно неработающая печка.
Двигатель нового Запорожца
Инженеры неплохо поработали над двигателем МеМЗ 968. По сравнению с прошлой версией была переработана система обдува. Нельзя сказать, что охлаждение Запорожца стало значительно лучше, поскольку практически все владельцы устанавливали на капот хлебницы для улучшения забора воздуха. Летом он часто перегревался. Вентилятор стал менее шумным, хотя и до этого двигатель Запорожца не шумел при надлежащем уходе.
Характерный звук V-образной четверки даже бодрил, а глушители в исправном состоянии неплохо выполняли свою работу. 40 лошадей автомобилю хватало за глаза, а при необходимости увеличить мощность до 56 лошадиных сил, достаточно было просто установить поршни от мотоцикла К750 и немного расточить гильзы. Динамика у мотора и так была неплохая, а с таким тюнингом он рвал под собой асфальт.
Как он ездил
Как он ездил! Отлично ездил, только очень плохо управлялся. В паспорте написано, что максималка у 968М — 120 км/ч. Это подлая ложь. Быстрее, чем 140 на нем нельзя было ехать просто потому, что передние колеса отрывались от земли, и управлять было просто невозможно. Передняя подвеска была исчадием ада. Поперечная торсионная конструкция не была предназначена для перевозки людей в принципе, а управляемость от чрезмерной жесткости очень страдала.
В конструкции автомобиля очень много промахов, но все они связаны не с неспособностью инженеров придумать, к примеру, человеческий отопитель, а к тому, что на это просто не выделяли средств. Поэтому и приходилось пользоваться практически неуправляемой коптящей кочегаркой, которая грела, правда, хорошо.
Маленьких обижать нельзя, тем более, что автомобиль был спасательным кругом для большинства советских инженеров и пенсионеров, которым купить Жигули в этой жизни не светило. Посигнальте ему фарами, если встретите, и счастливой дороги!
Конструкция ЗАЗ-968
По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).
Графическая схема 968-го запорожца
Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).
Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».
Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.
Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.
Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.
Улучшение движка
В рассматриваемом транспортном средстве тюнинг движка можно осуществлять доработкой серийного или заменой на подходящий движок с иной машины.
Для замены силового агрегата можно прибегнуть к подходящим по габаритам двигателям с навесом.
Дабы осуществить соединение нового мотора со стоковой коробкой переключения передач, нужно задействовать переходную плиту с выжимным подшипником. Она очень редкая, потому стоит выполнить её самому — чертежи по ее изготовлению имеются во всемирной паутине.
Данный вариант наиболее тривиальный и доступный, но не без изъянов. Как пример, вам не удастся участвовать в том или ином соревновании, поскольку в них допускается участие авто со стоковым мотором.
Такой тип доработок смело можно назвать самым легким и не таким затратным, позволяющим после небольшого улучшения обзавестись достаточно резвым транспортным средством для городских условий. Объемы работ такие: по окончанию ремонтных процессов ставится карбюратор с другого автомобиля «стоит обратить взор на то, что карбюратор должен рассчитываться на движок с объемом 1,1 литра». Для его монтажа понадобится использование специальных переходников.
Данная разновидность тюнинга движка более распространённая. Она позволит повысить объем движка до 1,3 литров и даст возможность выполнить транспортное средство для гонок.
Модификация включает в себя такие действия: блок цилиндров растачивается под поршни ВАЗ с диаметром 7,9 сантиметров, посредством переходника устанавливают карбюратор с восьмой модели, замена стокового варианта зажигания на электронный, бесконтактный вариант.
Еще один способ модернизации мотора даёт возможность на четверть нарастить мощность. Он почти аналогичен вышеуказанному методу, отличия лишь в монтаже турбины.
Как снять задние барабаны и отсоединить тормозные колодки А13
- Снимаем заднее колесо. Предварительно нужно вывесить заднюю часть машины.
- Откручиваем винтик крепления барабана к ступице. Если винтик не откручивается, нужно обязательно залить соединение проникающей смазкой. Дополнительно может помочь резкий удар по винтику через отвертку.
- Снимаем тормозной барабан. Обратите внимание, при износе колодок на рабочей поверхности барабана появляется канавка . В момент отсоединения барабана колодки будут цепляться за канавку, что может стать весьма серьезной проблемой.
В автомобиле ЗАЗ Форза механизм разведения колодок не имеет доступа извне. На более продвинутых машинах со стороны заднего кожуха обычно предусматривается заглушка, которая ведет к регулятору механизма автоматического сведения колодок. Но в А13 такого нет.
При отсоединении барабана рекомендуется предварительно нанести пару-тройку ударов молотком по краю барабана.
Свободный доступ к задним тормозным колодкам ограничен ступицей. Колодки реально снять и без демонтажа ступицы, но придется работать в ограниченном пространстве. Работа пойдет проще и быстрее, если предварительно снять ступицу.
- Отсоединяем заднюю ступицу. Предварительно нужно снять колпачок и выкрутить ступичную гайку.
- Снимаем верхнюю и нижнюю пружины.
- Отсоединяем боковые фиксаторы.
- Вынимаем тормозные колодки.
- Отсоединяем от колодки трос стояночного тормоза.
При сервисном обслуживании задних тормозов ЗАЗ Форза мастеру необходимо обратить внимание на техническое состояние пружин, фиксаторов и механизма автоматического разведения колодок . Дополнительно нужно удостовериться в герметичности и исправности тормозного цилиндра.
Изношенные компоненты следует заменить на новые аналоги. Новые запчасти ЗАЗ Форза можно взять из ремкомплекта для восстановления барабанного тормоза.
Необычная особенность советского Запорожца — многофункциональная дырка в полу! Для чего же она нужна на самом деле?
В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.
Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.
Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.
Версия №1. Отверстие для воды и мусора
«При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода»
© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации
Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.
На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска «Запорожца», под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.
Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.
Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.
Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе
Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.
© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации
Многие владельцы «Запорожцев» на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.
Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.
Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.
Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.
Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях «Top Gear».
Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!
Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на «Запорожце» на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.
«Такого даже в Майбахе нет!» — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.
Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.
Шуточные версии
Отверстие необходимо для того, чтобы:
- справлять через него нужду в пробках;
- останавливать «Запорожец» с помощью лома;
- покидать через него подбитый «Запорожец».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
3 Надежная модернизация ходовой части
После внешнего тюнинга и модернизации двигателя для полного баланса необходимо провести качественную доработку ходовой своими руками. Рекомендуется изменить тормозную систему. Оптимальным вариантом станут дисковые тормоза с суппортами от моделей ВАЗ 10-го семейства и задние «барабаны» от ВАЗ 2108-09. Такое сочетание позволит установить новые колесные диски и более спортивную резину, слики или нечто похожее по характеристикам.
Вместе с заменой тормозов можно установить новые амортизаторы и пружины, которые нужно слегка подрезать ( на 1-1,5 сантиметров) для уменьшения клиренса и улучшения аэродинамики. Некоторые специалисты со сменой дисков советуют установить и другие детали вазовской ходовой – рычаги, ступицы, и сделать отрицательный развал колес, что повлияет на устойчивость автомобиля. И, конечно, не стоит забывать о новом сцеплении, можно использовать комплект Craft-Tech или более доступные варианты.
Таким образом, при вложении средств и времени из автомобиля с двигателем на 53 «лошадки» и скромными возможностями можно своими руками создать машину для участия в драг-заездах или достойный автомобиль с хорошими показателями скорости и улучшенной управляемостью. На расход топлива все представленные изменения существенно не повлияют, а при установке турбины или нового агрегата с расточкой цилиндров рекомендуем использовать топливо с более высоким октановым числом.