Как устранить стук рулевой рейки на авто Лада Гранта
Как устранить стук рулевой рейки на авто Лада Гранта
Рулевое управление является тем ответственным механизмом, любая неисправность которого не позволит водителю дальше использовать автомобиль. Любую неисправность нужно как можно скорее устранить.
Наиболее популярная модель российской компании АвтоВАЗ получила реечное рулевое управление. Конструктивно механизм отличается достаточной надежностью. Но вместе с тем одной из наиболее распространенных неисправностей является стук рулевой рейки Лада Гранта.
Инструменты для работы
Для того, чтобы было проще провести все ремонтные работы, необходимо позаботится о наличии следующих инструментов:
- Ключ на «10».
- Торцевая головка на «13» и ключ.
- Специальный ключ для подтягивания рейки. (Маркировка для ВАЗ 2110 – прим.).
Стоимость такого ключа в магазинах составляет порядка 100-150 рублей
Пошаговый порядок подготовительных работ
Если вы не являетесь счастливым обладателем гаража с ямой или подъёмником, работы по подтяжке рулевой рейки можно выполнить на земле, однако перед этим необходимо подготовить рабочее место.
- В первую очередь снимаем аккумулятор, по очереди откручиваем клеммы и крепление батарей (при наличии – прим.).
Снимать фиксаторы батареи следует аккуратно
Выкрутив эти 4 болта по периметру подушка легко снимется
Подтяжка рулевой рейки
- В самом центре рулевой рейки строго с противоположной стороны, на ощупь ищем резиновый колпачок, который руками, либо при помощи отвёртки убираем с места.
Такой вид сверху откроется любому автолюбителю.
Именно на это посадочное место (указано жёлтой стрелкой) следует фиксировать ключ.
Регулировка рулевого механизма: особенности
Сразу отметим, что на рулевых рейках, установленных с завода, обычно требуется подтяжка, а не ослабление. Ослабляют рейку в рамках регулировки или после ремонта. Важно понимать, что решение подтянуть рейку предполагает отклонение от начальных заводских настроек.
Изначально рейка настроена на заводе таким образом, чтобы прижим пары шестерня-зубчатая рейка был максимально плотным, при этом руль вращался легко и без усилия. По этой причине необходимо знать, как подтянуть рулевую рейку. Также следует понимать, что подтяжка рулевой рейки далеко не всегда позволяет устранить люфты и стуки, однако можно уменьшить люфт или стук механизма.
С учетом того, что втулки пластиковые, первая подтяжка «выбирает» зазор. Однако если после такой подтяжки снова затянуть рейку, втулки попросту разломаются или полностью деформируются.
Как отрегулировать рулевую рейку
Далее рассмотрим, как подтянуть рулевую рейку на автомобиле. Сделать это можно в условиях обычного гаража, загнав машину на яму или подняв на подъемнике. Дело в том, что все работы нужно будет выполнять под машиной (с учетом места установки рулевой рейки).
- Сначала потребуется найти на корпусе рейки специальную регулировочную гайку. На разных авто гайка может стоять в различных местах, сверху гайку зачастую прикрывает колпачок.
- Сняв колпачок, также может потребоваться специальный ключ для подтяжки. Часто, если такой ключ отсутствует, его изготавливают самостоятельно.
- Следующий шаг – подтяжка рейки рулевого механизма. В процессе затяжки необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не перетянуть гайку (помните, перетяжка приведет к повреждению пластиковых втулок внутри).
- Обычно для плотной фиксации пары рейка-шестерня требуется не более 1/3 полного оборота регулировочной гайки.
- В целом, оптимальная регулировка должна быть выполнена таким образом, чтобы руль вращался легко и свободно, при этом люфты и стуки были сведены к минимуму или вовсе отсутствовали.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как поменять жидкость ГУР своими руками. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужно менять масло в гидроусилителе, какое масло заливать в ГУР, а также как выполняется замена.
Конечно, оптимально при регулировке мерить люфт руля специальным прибором –люфтомером. С учетом того, что такого прибора обычно нет под рукой, затяжку гайки определяют по собственным ощущениям на руле (необходимость подтяжки или ослабления).
Как отремонтировать ЭУР Гранта, Приора, Калина
К сожалению, вариантов решения проблемы не так много — либо покупать новый усилитель (Калуга или Махачкала), либо выпаивать старые и устанавливать новые транзисторы такого же номинала.
Для замены транзисторов необходимо брать IRF6727 (N-MOSFET; полевой; 30В; 180А; 89Вт; DirectFET) , лучше покупать в отечественных магазинах, из Китая приходит много брака.
Если пайка с помощью паяльного фена не вызывает у нас трудностей, транзисторы можно заменить самостоятельно, их цена порядка доллара за штуку. В мастерской за замену могут попросить около $7-10, а займет это от силы час.
Демонтаж и сборка платы управления ЭУР едва ли вызовет какие-то сложности.
Усилитель держится на четырех гайках, а чтобы до них добраться, необходимо снять кожух рулевой колонки и отключить все клеммные колодки.
ЭУР снимается вместе с рулевой колонкой, после чего есть возможность вынуть плату управления, открутив по четыре болта с каждой стороны и отключив коннекторы питания и датчиков от разъемов платы.
Рекомендации по выбору электромеханического усилителя
Для установки на автомобили семейства Лады Гранты рассматриваем модификации от отечественного производителя. Приобретать зарубежные аналоги с 50% накруткой по стоимости нет смысла.
Запчасти покупаем исключительно в сертифицированных точках продажи. Лучше всего в фирменных магазинах от ОАО «АвтоВАЗ».
Установку электроусилителя руля проводим самостоятельно. Повторно прочитываем рекомендации статьи, просматриваем видео-уроки по мере необходимости.
Регулировка рейки
Перед тем как устанавливать рейку с тягами обратно, необходимо выполнить выставление зазоров зубчатого соединения. Учитывайте, что упорную гайку лучше сразу заменить на новую. Выставляют рейку в среднее положение, так, как если бы колеса стояли прямо. Для регулировки используют специальный индикаторный механизм часового типа. Начинаем вращение шестерни-вала и замеряем показания индикатора.
Если значение 0,05 мм, то следует завернуть регулировочную гайку на такую же величину. После того как регулировка рулевой рейки будет завершена, проверяют легкость и равномерность перемещения по всей длине хода рейки. При условии, что все сделано точно, следует зафиксировать положение регулировочной гайки, проведя специальное кернение пробойником. Когда выполнены все работы, можно приступать к обратной установке рулевого механизма на Лада Гранта.
После того как механизм был установлен обратно на машину, следует еще до начала движения на стоящем автомобиле прокрутить рулевое колесо, проверяя равномерность вращения. Проверку, которая выявит, что отсутствует стук, можно будет произвести только в движении по неровной дороге.
Неисправности рулевого управления, как правило, возникают из-за недостаточно частого профилактического осмотра. Если владелец прозевал появление незначительных подтеков в рулевом механизме, потери целостности защитных чехлов, то вероятность того, что в скором времени в нем появится стук, достаточно велика. Поэтому важно проводить ежегодную диагностику.
Рабочий способ убрать стук в рулевой рейке самостоятельно
Что делать, если стучит рулевая рейка? Менять или ремонтировать? Понятно, что это может влететь в копеечку. Есть рабочий способ, который позволит вам своими руками продлить жизнь элементу.
Наконечники под подозрением
Опытные водители вспоминают, как автомеханики старой школы боролся со стуком рулевой рейки очень быстро, и ему при этом не нужно было ее снимать. Сначала стоит выяснить, почему же она стучит. Это может быть из-за рулевых наконечников. Так что перво-наперво проверьте, насколько они изношены. Разумеется, разобраться, что же стучит, пока вы едете на машине, невозможно — сама это рейка или всё же наконечники.
Поэтому водители со стажем предлагают проверить износ наконечников — можно использовать для этого монтировку. А если вы уверены, что меняли их очень давно, можно сразу обновить.
Рейка под замену?
Но если стук не пропал, тогда подозрение падает на рулевые тяги там, где они крепятся. А вот тут рейку придется демонтировать. Кроме того, стучать может внутренняя втулка.
Дальше — червячный механизм или «червяк», который держит сверху втулка, а снизу подшипник. Оба этих элемента могут значительно износиться. В этом случае рейку придется менять.
Гайка в помощь
Но что делать, если все детали в порядке, а между ними просто образовался зазор. Он может возникнуть, например, между «червяком» и брусом. На рейке найдите специальную регулировочную гайку — она поможет вам отрегулировать зазор. Добраться до нее можно и при этом не нужно снимать рейку. Затянуть ее нужно на ¼ оборота. Больше не нужно. Сделать это необходимо, чтобы стук исчез. Если перетяните гайку, то рулевое колесо будет сложно крутить, повернешь — и он останется в повернутом положении, а должен возвращаться на свое исходное место. Поэтому попробуйте регулировать гайку.
Она, кстати, может быть скрыта под пробкой. Или вместо нее будут иные крепления. Когда проведем корректировку, уйдет и неприятный стук. Но не увлекайтесь — если стук повторится, лучше обратиться в автосервис. Помните, стук — это крайний показатель, когда уже что-то не в порядке.