ВАЗ 2106-2107: зажигание и его правильная регулировка
ВАЗ 2106-2107: зажигание и его правильная регулировка
Как известно, от системы зажигания напрямую зависит работоспособность двигателя. При этом зажигание влияет как на запуск мотора, так и на стабильность и эффективность его работы на разных режимах.
На современных автомобилях сегодня используется электронное зажигание и бесконтактные системы. Однако, на многих старых авто (в том числе и на популярных ВАЗ «классика») можно встретить контактную систему зажигания.
С учетом того, что для такой системы требуется регулировка зажигания и настройка, далее мы рассмотрим как выполняется установка зажигания ВАЗ 2106 в качестве примера, а также на какие тонкости и нюансы следует обратить внимание.
Осмотр и очистка контактной системы зажигания УАЗ, проверка и регулировка положения контактов прерывателя системы зажигания.
Перед обслуживанием и устранением неисправностей системы зажигания УАЗ сначала, чтобы исключить возможность пожара, отключите аккумуляторную батарею, а затем осмотрите высоковольтные провода, крышку распределителя и катушку зажигания. Очистите их от пыли, грязи и масла ветошью, смоченной в бензине, а потом вытрите насухо. Желательно это делать при каждом осмотре автомобиля.
Осмотр и очистка контактной системы зажигания УАЗ, проверка и регулировка положения контактов прерывателя системы зажигания.
Дело в том, что со временем на поверхности крышки распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через эти трещины, при попадании в них пыли, грязи, влаги, происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает высокое напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен и полный отказ системы зажигания УАЗ.
Во-вторых, постоянное «проскакивание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Вот почему нужно хотя бы раз в месяц проверять чистоту и целостность крышек и проводов, а примерно раз в три года целесообразно заменять весь комплект высоковольтных проводов и наконечников на новые.
После очистки наружных поверхностей снимите крышку с распределителя, протрите ее внутреннюю поверхность, проверьте чистоту контактов крышки и легкость перемещения центрального угольного электрода в гнезде. Осмотрите ротор, протрите его, если нужно, и проверьте затяжку винтов крепления. Ослабленное крепление ротора может привести к серьезной поломке сорвавшийся с посадочного места ротор разрушит крышку распределителя.
Проверка и регулировка положения контактов прерывателя системы зажигания УАЗ.
Эту операцию начните с проверки легкости вращения рычажка с подвижным контактом и контроля упругости пружины рычажка. Рычажок, при его оттягивании и отпускании, должен легко возвращаться в исходного положение а контакты при этом должны замыкаться со щелчком. Если замыкания не произошло или оно вялое, необходимо устранить заедание и отрегулировать натяжение пружины прерывателя в пределах 500-700 гс. Сняв рычажок и изгибая пружину в ту или иную сторону по необходимости.
Натяжение пружины рычажка прерывателя проверять при помощи пружинного динамометра. Если все в порядке, то проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы контакты прерывателя отошли друг от друга на максимальное расстояние и осмотрите их. Если контакты замаслены, загрязнены или покрыты нагаром, то их нужно очистить и протереть. Эти операции можно делать, не снимая контактов, но хорошего качества очистки контактов в этом случае вы не добьетесь.
Лучше снимите контакты, отвернув винты, которыми они крепятся к панели, и отсоедините провод низкого напряжения. После этого протрите контакты и панель смоченной бензином замшей или не оставляющей ворсинок ветошью. Если контакты нуждаются в зачистке, что бывает довольно редко, то сначала алмазным надфилем уберите неровности и нагар. Пользоваться абразивной шкуркой не следует — попавшие между поверхностями контактов частицы абразива нарушают работу контактов. Затем промойте контакты бензином.
Алмазный надфиль желательно хранить отдельно от других инструментов и использовать только для зачистки контактов. Зачищать следует, главным образом, поверхность подвижного контакта, на которой образуются выступы вследствие эрозии (переноса) металла с неподвижного контакта. Чтобы не вывести неподвижный контакт из строя, не стремитесь полностью удалить ямку, образующуюся на его поверхности.
Очищая контакты прерывателя, обратите внимание и на чистоту контактов ротора и крышки распределителя. Если нужно, зачистите их и промойте бензином. Неплохо еще и продуть полости распределителя сжатым воздухом, чтобы убрать частички металлической пыли, образующейся при зачистке контактов. Для продувки можно использовать насос для накачки шин, но лучше иметь для этих цепей небольшой компрессор, работающий от сети автомобиля.
Проверка параллельности и соосности контактов прерывателя системы зажигания УАЗ.
После зачистки и промывки поставьте контакты на место и проверьте их взаимную параллельность и соосность. При необходимости отрегулируйте положение контактов, подгибая кронштейн стойки неподвижного контакта. Ни в коем случае не подгибайте рычажок с подвижным контактом. Этим вы нарушите нормальную работу распределителя. Если не параллельность контактов вызвана износом текстолитового упора рычажка, то следует заменить всю контактную группу.
Проверка и регулировка зазоров прерывателя системы зажигания УАЗ.
После проверки параллельности и соосности контактов, приступайте к проверке и если нужно, регулировке зазора между ними. Зазор между контактами старайтесь проверять как можно чаще. Депо в том, что в процессе эксплуатации величина зазора изменяется. При этом даже незначительное изменение зазора в конечном счете увеличивает расход топлива.
Изменение зазора между контактами на величину 0,1 мм увеличивает расход топлива примерно на 0,5 литра на 100 км пути. Проверяется зазор щупом из набора инструментов. Его величина должна быть в пределах 0,35-0,45 мм при максимальном расхождении контактов. Увеличить или уменьшить зазор при необходимости можно, отвернув винт крепления пластины неподвижного контакта и провернув с помощью отвертки стойку неподвижного контакта.
Отрегулировав зазор, затяните винты крепления контактов. Надо сказать, что проверка величины зазора щупом, несмотря на кажущуюся простоту не дает необходимой точности измерений. Часто после измерения щупом автолюбители сбивают зазор при затяжке винтов крепления контактов. Кроме того, измерение щупом не учитывает состояние рабочих поверхностей контактов. Все это в конце концов снижает качество работы системы зажигания УАЗ.
Чтобы более точно отрегулировать зазор между контактами на практике измеряют не зазор между контактами, а величину, пропорциональную ему — угол замкнутого состояния контактов, то есть угол поворота кулачка, при котором контакты замкнуты. Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) можно измерять различными способами.
После установки необходимо выставить угол опережения зажигания. В момент когда трамблёр даёт сигнал для образования искры в катушке зажигания. Когда проскакивает искра на электродах свечей. Поршень не должен дойти до ВМТ если судить по коленчатому валу двигателя опережение составит 6-10 градусов от вращения вала.
На шкиву коленчатого вала имеется метка. К шкиву обращена пластинка со шкалой. Если установить метку на шкиве по нулевой отметке шкалы . Затем необходимо провернуть коленчатый вал на 10 градусов против часовой стрелки. Трамблер тоже имеет опорную пластику со шкалой. Крепежный болт необходимо установить на 0. При этом должна совестимся метка на бесконтактном трамблере. Между ротором и обмоткой
На контактном должны разомкнуться контакты до максимального значения.
Это идеальный вариант. Поршень еще не дошёл до мертвой точки. «0» на шкале трамблера говорит о том что проскочила искра. Сделать можно и по другому. Установить метку на коленчатом вале на 0. Трамблёре провернуть согласно его шкалы. По часовой стрелке в пришёл на 10 градусов. Катушка зажигания в том и в этом случае выдаст искру до тог как поршень подойдет в ВМТ.
Признаюсь честно выставить зажигание точно по меткам никогда не получалось. Двигатель все равно работает с перебоями. Это зависит от многих факторов. Качество топлива. Износ сопрягаемых поверхностей. Износ шестерен распредвала и коленчатого вала. Поэтому зажигание всегда приходится доводить уже на работающем двигателе. Для этого необходимо ослабить болт крепления трамблера. Что бы он с усилием но поворачивался. С усилием для того. Когда начнется вращение трамблера не сбилось выставленное зажигание.
После того как двигатель заведется. Трамблер необходимо провернуть против часовой стрелки. Двигатель начнет работать с перебоями. И снизятся обороты. Умышленно сделать зажигание более поздним. После этого трамблер следует проворачивать по часовой стрелке. В момент когда обороты двигателя начнут повышаться. И он заработает ровно. Необходимо закрепить трамблер неподвижно. Важно поймать границу между поздним зажигание и ранним. При резком нажатие педаль газа. Двигатель должен резко набрать обороты. Без провалов и вибрации. Установка зажигании на контактном и бесконтактном трамблёре . Ни чем не отличается.
Подготовив весь необходимый инструмент можно приступать к выполнению работ, которые выглядят следующим образом:
- Первым делом снимается крышка трамблера.Делается это для того, чтобы получить доступ к бегунку.
Об установке замка зажигания
Замок зажигания также является частью конструкции системы зажигания двигателя. Иногда в нем изнашивается контактная группа или же механическая часть. Будет не лишним рассмотреть, как установить замок зажигания на ВАЗ-2106.
Прежде, чем устанавливать элемент, его необходимо снять. Для этого отключают минусовую клемму от АКБ, далее снимают декоративные накладки на рулевой колонке. Затем важно зарисовать или записать, куда подключены провода. После этого с помощью крестовой отвертки откручивают нижние крепежные элементы замка зажигания. Далее вставляют в замок ключ и поворачивают его в нулевое положение, чтобы отключить механизм блокировки руля. Тонким шилом нажимают на фиксатор, за счет которого замок может удерживаться на своем месте. Если потянуть ключ, замок можно будет извлечь.
После того, как механизма замка будет извлечен, аналогичным образом в обратном порядке устанавливается новый замок.
Как отрегулировать и настроить зажигание
Для качественной работы двигателя в опасных условиях нужно выполнить правильно настройку. Перед тем, как отрегулировать систему зажигания, следует учесть в процессе регулировки такой параметр – установка угла опережения (УОЗ).
Чтобы настроить зажигание, используйте такие инструменты, если система стоит от «Бурана»:
- стробоскоп;
- отвертка;
- гаечные ключи;
- бумажный лист;
- линейка-транспортир;
- циркуль;
- металлическая полоса.
По инструкции начертите шкалу и пометьте градусы на ней, далее нарисуйте на бумаге круг, чтобы его диаметр соответствовал размеру неподвижного элемента монтированного вариатора на аппарате. Центральная часть круга – середина края коленчатого вала.
- Используя транспортир, напишите градусы – минимум 0 и максимум 30, метки считают от точки, которая равна 12 часам циферблата, по часовой стрелке. Перенесите подготовленный чертеж на полосу и укрепите на покрытии двигателя. Учитывайте, что мотор нужно предварительно охладить.
- Левый поршень мотора поставьте в «мертвом» положении, но предварительно открутите свечи.
- Установите в колодец отвертку.
- Прокрутите рукой вариатор в процессе вращения стержня (вала), смотря одновременно за тем, как движется отвертка в колодце. Она должна стать на мгновение и сразу продолжить движение в другую сторону.
- После достижения мертвой точки, отметьте точку на вариаторе, чтобы она располагалась напротив значения «0 градусов», которое отмечено на шкале УОЗ.
- Подсоедините стробоскоп для снятия сигнала с провода. Монтируйте в положение свечи и включите двигатель.
- Направьте лампу страбоскопную на шкалу, заведите электростарером мотор и доведите обороты до максимальных значений. При достижении высоких оборотов лампа должна вспыхивать при появлении искры. Это значит, что есть совпадение с отметкой шкалы на вариаторе, и можно определить угол опережения зажигания.
Чтобы отрегулировать угол опережения зажигания, нужно выключить двигатель, ослабить винты магдино и повернуть основание последнего на нужную величину. Повторите проверку угла с использованием страбоскопа.
Поворот основания по часовой стрелке сделает угол опережения меньше, а против нее – увеличит. Смещение на 0,9 мм соответствует его изменению на градус.
Проверка магнето
При неполадках в системе зажигания используется стандартная проверка магнето на работоспособность. Первым действием будет визуальный осмотр. Далее свеча очищается и проверяется на стабильную работу, то есть исправность. На один конец свечи надевается колпак, а вторая подносится к корпусной части магнето. После этого рукой запускается моторный маховик.
Отсутствие искры означает неисправность механизма. Стоит учитывать, что при любых неполадках с магнето, его придется полностью заменить. Это является обязательным, так как такой подход предотвращает износ других элементов агрегата.
Важно! Все варианты проверки системы аналогичны для большинства видов мотоблоков, в том числе и для модельного ряда Каскада, Невы, Салюта, Урала и других вариантов.
До выставления системы зажигания и обкатки потребуется полностью устранить все неполадки, а также заменить неработающие детали. Для того чтобы избежать большинства проблем с зажиганием, потребуется выполнить несколько правил:
- своевременно проверять и менять поврежденные или неработающие элементы;
- не использовать технику в дождь или при резких перепадах температур;
- при усиленной эксплуатации давать технике остыть;
- использовать защитные пластины, которые будут закрывать механизмы от влаги;
- использовать только качественное масла и топливо;
- регулярно проводить техосмотр и обслуживание.
Все эти правила помогут избегать большинства проблем с системой зажигания.
Если в Каскаде отсутствует искра, то потребуется провести ряд проверок всей системы. Начинать необходимо со свечи, так как ее исправность является основой дальнейших действий. После проведения полной проверки и замене всех необходимых элементов производится обкатка в совокупности с выставлением зажигания по стандартному плану, аналогичному для большинства мотоблоков.
Теги: карбюратора, цилиндра, ремня, помощью, передач, хода, вал, стартера, читайте, мб, затем, мощности, положение, установить, сальник, самых, очень, машины, рабочей, достаточно, часов, сделать, холостого, установка, новую, заводится, фильтра, условиях, сложно, запустить, мало, образом, максимально, рычаг, состоянии, параметрах, колпачок, ручку, нагрузки, блока, сухой, поставить, головке, повернуть, владельца, однако, некоторых, друг, участка, клапанов